Пробиотики вместо антибиотиков?
ФОТО: СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ/ТАСС
05.03.2020
Эпидемия коронавируса в Китае ставит на повестку дня совершенно новые вопросы, которые должны были быть давно уже поставлены наукой и отраслевой экспертизой. Распространение смертельно опасных эпидемий в наше время чаще всего процесс не продолжительный. А вот программ биозащиты практически нет. И не только из-за отсутствия последовательной политики государства. Сложившиеся индустрии в химической, фармацевтической промышленности препятствуют расширению сферы применения новых естественных средств биологической защиты человека и окружающей среды. Фактически корпорации препятствуют прогрессу и развитию, искусственно вынуждая людей использовать устаревшие медицинские препараты, средства защиты растений, гигиенические средства и препараты для обеззараживания поверхностей.
В новейшей экономической истории очень много сюжетов о том, как сложившиеся индустрии через лоббизм, возможности влияния на власть, тормозят развитие опасных альтернатив. Так происходило в сфере добычи природных ресурсов, альтернативных источников энергии и т.д. Сейчас очередь пробиотиков. Мы в России до сих пор считаем в массе своей, что пробиотики, это только полезные пищевые добавки. Но это целая эко-среда, разработки по которой ведутся уже десятилетиями, начиная с советского времени. Но дальнейшее расширение среды применения давно уже не новых, но, до сих пор, мало используемых в жизни средств, препаратов, может разрушить традиционные, давно сложившиеся индустрии. В случае с пробиотиками, это химическая промышленность в целом, и фармацевтика в частности.
«НЕ ПУСТЯТ НА РЫНОК И ВСЕ»
Химическая промышленность сегодня один из драйверов развития экономики и в России, и в Европе. Согласно данным обзора ИМЭМО «Российский экономический барометр» (апрель 2019 года), химическая промышленность в прошлом году в России лидировала по загрузке мощностей предприятий. Достаточно сказать, что в условиях кризиса, их потенциал использовался на все 100%. То есть это одна из редких отраслей, которая не ощущает последствий экономического спада в стране.
У индустрии большие лоббистские возможности. Она входит в тройку лидеров конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках отраслей российской экономики.
Кроме того, это колоссальный рынок труда, который может разрушить естественный прогресс, в случае если вместо привычных нам лекарств, удобрений и дезинфекции, на рынок выйдут более эффективные и полезные средства и препараты.
В России пробиотики известны в основном в качестве полезных для организма пищевых добавок, стимулирующих работу кишечника. А также как фармацевтические препараты, улучшающие состояние организма. Однако полный перечень способностей полезных микроорганизмов существенно шире. В Европе, пожалуй, даже в большей степени пробиотики используются при производстве моющих и дезинфицирующих средств, особенно для очистки производственных мощностей, для очистки воды. Также они используются в косметологии, в парфюмерной промышленности, сейчас начинается революция в аграрной сфере, связанная с использованием удобрений, основанных на пробиотиках.
К этому этапу эволюции технологий в сельском хозяйстве, идее признания превосходства экологичных, органических, основанных на биологическом потенциале живой среды способов развития растениеводства, противостоит необходимость использования химических удобрений, обеспечивающих в первую очередь сохранность потенциала от болезней и вредителей.
Насколько навязчивой бы ни была реклама органического земледелия, на сегодняшний день невозможно обеспечить насыщение продовольственного рынка сельхозпродукцией без использования химии. Органика – это пока дорого и мало.
Сейчас в отрасль начинают входить пробиотические препараты для борьбы с болезнями и вредителями растений, а также удобрения для почвы. Возникает рынок препаратов, которые максимально используют доступный современной науке биологический потенциал. Попадая в почву, микроорганизмы быстро размножаются, активизируют аборигенную почвенную биоту, быстро разлагают органику, выступают в роли накопителя и регулятора питательных элементов почвы. Подавляют возбудителей заболеваний. Микроорганизмы образуют симбиоз с растениями, получая от них углеводы и другие продукты жизнедеятельности и снабжают растение макро- и микроэлементами. Кроме того, структурируют почву, делают ее рыхлой. Такая почва содержит много воздуха, хорошо впитывает и удерживает влагу.
Одним словом, перед нами решение вековых проблем в сельском хозяйстве и, как представляется, возможность избавиться от химических удобрений, вредных в конечном итоге для здоровья человека.
Но никакой новости во всем этом для научного мира нет. Пробиотики известны давно.
«Тема пробиотиков не новая, и мы изначально были флагманами в этом направлении. Еще более тридцати лет тому назад в Институте медико-биологических проблем разрабатывалось это перспективное направление. С помощью пробиотических бактерий можно в комплексном лечении бороться с тяжелыми инфекциями, восстанавливать иммунитет, поддерживать органы и системы организма и еще и еще» – говорит в разговоре с обозревателем «Совершенно секретно» кандидат медицинских наук Андрей Акинфиев.
Ученый настроен пессимистично, он уверен, что пока будущего у пробиотиков в России нет.
«Отечественная химическая и фармацевтическая промышленность, да и многое другое планово и по заказу уничтожаются уже давно. Полное уничтожение, которое случится – вопрос времени. Зарубежные фармкомпании не будут пускать на свой, давно уже прикормленный рынок, второй по доходности после оружия. Если выдавили гомеопатию и традиционную медицину, понятно, что то же самое сделают и с пробиотиками. Эффективные и доступные формы лечения подменяются наиболее дорогими. Фармконцерны не приоткроют сектор экономики, который благодаря своей капитализации двигает континенты и правительства. Пробиотики эффективны, но не столь финансовоемки, тем более отечественные. Значит, будут давить. Да не пустят просто на рынок и все. При этом сертификацию те или иные продукты пройти могут, но на реальный рынок их будут допускать с большими сложностями. В списки закупаемых средств могут войти отдельные дорогостоящие зарубежные средства, но не отечественные», – считает Андрей Акинфиев.
«БЕЗ ЛОББИСТСКИХ УСИЛИЙ, НИ ОДИН ПРЕПАРАТ НА РЫНОК НЕ ВЫВЕДЕШЬ»
Микробиолог и популяризатор пробиотиков Николай Шевцов в интервью «Совершенно секретно» также не оптимистичен. Вывести на рынок любой новый препарат, сложно и дорого.
– Вы, насколько я понял, сторонник теории о том, что пробиотики должны заменить антибиотики в борьбе с опасными возбудителями инфекций?
– Не совсем так. Эта тема несколько шире, чем может показаться на первый взгляд. Бактерии – это живые одноклеточные организмы. Попадая в человека, они размножаются, попутно повреждая клетки и ткани. Таким образом, начинается болезнь. Бороться с бактериями возможно только путем создания специальных ядов – антибиотиков. Они уничтожают и разрушают возбудитель внутри тела – ядро болезни. Но чем чаще мы их используем, тем быстрее бактерии вырабатывают устойчивость к антибиотикам. Последние исследования в Америке показывают, что теперь даже примитивные бактерии становятся для нас смертельно опасны: они научились игнорировать антибиотики.
Микробы, живущие в обычной домашней пыли, становятся все более серьезной угрозой. Исследователи из США выявили 183 различных гена устойчивости бактерий к антибиотикам в пыли помещений. Большинство генов устойчивы к 15 различным классам антибиотиков. 57 из них расположены в подвижных участках ДНК и поэтому могут легко передаваться различным типам микробов, в том числе и более опасным микроорганизмам. Ранние исследования показали, что моющие средства, меняя генетический код микроорганизмов в домашней пыли, способствуют их адаптации к распространенным антибиотикам. То есть мы видим, что эта среда мутирует, изменяется и научается быть устойчивой к знакомым для нее врагам. Это я сейчас фактически повторяю содержание последних новостей по этой теме. Но позже хочу отдельно вернуться к моющим и дезинфицирующим средствам в контексте разговора о пробиотиках.
Устойчивость у бактерий к антибиотикам возникает в результате искусственного отбора. Антибиотики широко применяются не только в медицине. Но и в сельском хозяйстве. Таким образом, количество чувствительных к антибиотикам бактерий падает, количество устойчивых – увеличивается. Например, мы знаем, что пенициллин, – первый антибиотик, уже практически не используется. У бактерий к нему развилась практически полная устойчивость. Пока что имеющиеся антибиотики все еще работают в большинстве случаев. Но повсеместное распространение бактерий с устойчивостью изменит мир. Это приведет к катастрофическим для человеческой цивилизации процессам. Продолжительность нашей жизни, ее сравнительная безопасность в медицинском понимании этого слова, живые, редко болеющие дети – все это и многое другое, заслуга антибиотиков. Знаете, что будет, если бактерии обретут полную устойчивость к антибиотикам? Почитайте материалы о состоянии здоровья русских крестьян в начале прошлого века. Я не утрирую. Любая инфекция будет косить города. Для людей вновь станет обычным делом хоронить своих заболевших детей.
– То есть вы считаете, что глобально эпоха антибиотиков подходит к концу?
– Это вряд ли. Я бы сказал, что исчерпаны возможности их опережающего роста относительно бактериологических вызовов. Создавать новые антибиотики, сложно и дорого. В основном ученые стремятся модифицировать уже существующие антибиотики. Но вот, мы пришли ко времени, когда этот ресурс исчерпан. Что дальше?
Создавать новые, это путь, разумеется. Но очень длительный, дорогой, а потому непредсказуемый для бизнеса. Нельзя забывать, что фармакология, в первую очередь, это бизнес и ничего лишнего, как говорится. Разработать новое лекарство стоит больше $2 млрд. Все эти деньги легко можно слить в воду, если направление для исследований будет выбрано неверно. Разработка, опыты, адаптация в фармакологии, распространение в странах, согласование с институтами, курирующими здравоохранение. На все это уходят многие годы.
ФОТО: AP/ТАСС
– Когда мы говорим «пробиотики», возникает почему-то ассоциация с кисломолочными продуктами с полезными бактериями. Почему до сих пор в мире их сфера применения столь узкая?
– Это тоже широкий вопрос. Поэтому для начала сформулирую очень кратко, что такое пробиотики, и почему они полезны. Это живые микроорганизмы, апатогенные для человека бактерии, обладающие антагонистической активностью в отношении патогенных и условно патогенных бактерий. Говоря простым языком, это бактерии, полезные для человека, подавляющие вредные микроорганизмы в среде.
Избегая глубокого погружения в вопрос, вкратце принцип их работы выглядит так. Патогенные, то есть вредоносные микроорганизмы, как и апатогенные – полезные для среды, приспосабливаются к любой среде обитания (резистенция). Особенно приспособляемые патогенные бактерии, поэтому их невозможно полностью победить.
Пробиотическая очистка – по сути, замена патогенных микроорганизмов апатогенными. После чего вредоносные бактерии теряют возможность мутации, приспособления к среде. Говоря еще проще, это революция, грядущая в медицине, сельском хозяйстве, косметической индустрии, и в целом в химической промышленности.
Что же происходит? Пробиотики – это естественный природный продукт, который борется тоже с естественными, только вредоносными бактериями. Трудно придумать что-то более экологичное, связанное с природой. Что по силе своих возможностей может составить конкуренцию природе?
– Но расширение их сферы применения запустит передел рынка?
– Это мягко сказано. Хотел как раз в этом контексте и на примере рынка дезинфицирующих средств рассказать о том, как поменяется промышленность и к каким глобальным сдвигам это приведет. Для начала буквально в двух словах: в чем отличие пробиотических дезинфицирующих средств от привычной нам химии. Традиционная химия уничтожает грязь, но, в конце концов, происходит то, что происходит при применении антибиотиков. Патогенные микроорганизмы (вредные бактерии) обретают устойчивость к химии, становятся агрессивнее, и в конечном итоге, промышленность идет по пути создания все более мощных средств, а значит более вредной и опасной для здоровья человека химии. При этом если в быту мощь бытовой химии в основном удовлетворяет, то есть известные проблемы при дезинфекции производственных мощностей, в объектах здравоохранения и т.д.
Как работает пробиотическая очистка площадей? На рабочую площадку помещаются апатогенные микроорганизмы (полезные бактерии), которые начинают оккупировать среду, множась, и останавливая развитие патогенных микроорганизмов, полностью вытесняя их. Понимаете как разница, когда работает природа и когда работает химия?
Понятно, что через 20–25 лет этот переход от одного, устаревшего уклада к другому, произойдет, так или иначе. Но пока химическая промышленность будет как можно дольше тормозить этот переход.
– В чем это выражается, как можно помешать трансформации уклада?
– Как обычно это и делается. В России проблема пока еще не стоит так остро, поскольку здесь не пройден даже первый этап: не было просветительской работы с населением. Люди просто не знают, что такое пробиотики. А в Европе мы видим противодействие на всех уровнях. Просто так, вне регулятивной и нормативной среды, ни один препарат не выведешь на рынок. Здесь работает лоббизм. В странах Евросоюза особенно жесткие препятствия. Здесь политика блокирования делается просто: ничего неделанием. Для создания устойчивого рынка пробиотиков необходимо менять законодательство, технические регламенты, нормативную базу. Слишком многое нужно менять под пробиотическую очистку. Химпром блокирует любые такие попытки на уровне правительств стран. И они не дадут этим изменениям быстро произойти. Понятно, что прогресс не остановишь, но насколько возможно отраслевой лоббизм его отложит.
В интервью газете «Совершенно секретно», ученый Андрей Акинфиев мимоходом отметил, что не так давно усилиями отраслевых лоббистов была делигитимизирована гомеопатия – лечение препаратами, основанными на естественном, природном потенциале растений. Не вдаваясь в глубокий спор о полезности или бесполезности гомеопатии, мы видим все больше примеров, когда промышленные индустрии препятствуют естественному, эволюционному ходу развития сфер, отраслей в науке и производстве. Для этого используется масса возможностей: политический, номенклатурный лоббизм, медийные кампании, формирование лояльной к устаревшим укладам, профессиональной среды.
Автор: Ярослав ФЕОФАНОВ
Комментарии