Риски для российских миротворцев
ФОТО: DMITRY LOVETSKY/AP/ТАСС
03.12.2020
Установившийся мир в Нагорном Карабахе благодаря приходу около двух тысяч российских миротворцев, уже позволил вернуться в свои дома более 7 тыс. беженцев. При координации миротворческих сил России и Международного комитета Красного Креста продолжается обмен телами погибших военнослужащих. В северной и южной зонах ответственности российского контингента на 23 наблюдательных постах ведется круглосуточный мониторинг обстановки и контроль за соблюдением режима прекращения огня. Россияне понесли первые потери. 23 ноября этого года российский миротворец и четыре сотрудника МЧС Нагорного Карабаха получили ранения в результате взрыва мины у села Мадагиз.
Под контролем российских военных осуществляется безопасное перемещение населения и гражданского автотранспорта по «Дороге жизни» – Лачинскому коридору. До строительства обходной ветки мимо раскинувшейся на скалистом плато Шуши, именно он остается единственной реально функционирующей транспортной артерией, связывающей армянский Горис со столицей непризнанного анклава Степанакертом.
Единственной страной, сумевшей убедить противоборствующие стороны армяно-азербайджанской войны, унесшей только по официальным данным за 6 недель горячей фазы более 5 тыс. жизней, остановить кровопролитие и установить режим прекращения огня, явилась Россия. Только она обладала достаточным в глазах обеих воющих стран авторитетом для разведения сторон, и, к слову, реальных жертв бойни, по признанию многочисленных аналитиков, могло бы быть в разы больше.
Перемирие соблюдается по всей линии соприкосновения. Однако, продлится ли это трехстороннее соглашение, остановившее бойню, надолго, или оно является лишь временной передышкой перед глобальной войной, которая может охватить весь регион и вовлечь в конфликт другие страны?
Сможет ли развернувшийся в Нагорном Карабахе российский контингент из 1960 военнослужащих, пусть и великолепно подготовленных, экипированных и вооруженных, остановить натиск, который обеспечен вековой враждой населяющих регион народов и готов вылиться в очередную эскалацию, которой будет предшествовать провокация против миротворцев РФ? Как это случилось, например, в Абхазии в 2008 году…
ИСТОКИ МЕЖОБЩИННОГО КОНФЛИКТА
Межобщинный конфликт в Зангезуре, Зангелане и Нагорном Карабахе имеет давние исторические и культурные корни. В составе Великой Армении во II веке до нашей эры Нагорный Карабах составлял провинцию Арцах. В конце IV в. н.э. во время раздела Армении территория была включена Персией в состав Кавказской Албании – ее вассального государства. Успев с середины VII века до конца IX века побывать под арабским владычеством, Нагорный Карабах в IX–XVI веках превратился в часть армянского феодального княжества Хачен.
С начала XVII века до середины XVIII века Нагорный Карабах находился под властью союза армянских меликств Хамсы, сохранявших государственную автономию под сюзеренитетом династии Сефевидов и Афшаридов. Во второй половине XVIII века Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением вошел в так называемое Карабахское ханство, которое в свою очередь по Гюлистанскому мирному договору в 1813 году оказалось в составе Российской империи.
Межэтнический и межрелигиозный конфликт в Армении и Азербайджане приобретал особую остроту в периоды российских смут и революций, когда контроль центра над ситуацией в регионе ослабевал. Так случилась резня в 1905–1906 гг., стала возможной армяно-азербайджанская война 1918–1920 гг. Эта кровавая война продолжалась вплоть до советизации Азербайджана 28 апреля 1920 года, когда в мае 1920 года части 11-й армии РККА заняли территорию Карабаха.
Новый импульс эскалации застарелого и замороженного конфликта произошел в годы перестройки в 1987–1988 гг. на фоне резкого подъема национальных движений, как в Армении, так и в Азербайджане. Он вылился в ожесточенную войну 1992–1994 гг., в результате которой Армения одержала военную победу, на 26 лет взяв территорию Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи районов Азербайджана, определенного армянской стороной как «Пояс безопасности» под контроль.
Спорадические стычки, снайперская война в Нагорном Карабахе, о которой газета «Совершенно секретно» писала в статье «Снайперская война» (№ 14 (449), июль 2020 года), отдельные тактические прорывы на разных участках армяно-азербайджанского фронта, в том числе бои за стратегические высоту Леле Тепе в апреле 2016 года и Товузское обострение июля 2020 года, продолжались с различной интенсивностью все эти относительно мирные годы. Но именно 42-х дневная война, начавшаяся 27 сентября 2020 года, изменила статус-кво и привела к изменению диспозиций сторон и столь масштабному кровопролитию, которое удалось остановить только при активном посредничестве России.
ПЕРСПЕКТИВЫ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Не смотря на остановку боевых действий по всей линии фронта и прекращение немыслимой бойни, в Армении и Азербайджане хватает сил, недовольных возобновившимся на фоне перемирия переговорным процессом. Это сулит российским миротворцам непростые времена и серьезные риски при осуществлении их непростой деятельности при разведении непримиримых сторон.
Воинственные партии Армении, включая небезызвестную «Дашнакцутюн», стоящую на платформе националистического реванша Гарегина Нжде, который во имя «интересов нации» готов был идти на сделки даже с германским абвером, продолжают попытки свергнуть Никола Пашиняна и дезавуировать «предательское» соглашение о «кабальном мире». И это невзирая на то, что возобновление войны может привести к потере государственности самой Арменией, ведь деморализованная вследствие военного провала армия не способна в одиночку решать задачи не только по защите территории Нагорного Карабаха от этнических чисток, но и по обороне непосредственных границ Армении.
Никто не сомневается в героическом характере обороны защитников Арцаха против превосходящей и численно, и технологически армии Азербайджана, однако вопросы вызывает неготовность армянских сил и присутствие на ключевых должностях органов национальной безопасности откровенных дилетантов, продолжающая кадровая чехарда в силовых ведомствах, «переводы стрелок», перекладывающих вину друг на друга.
Сторонников перманентной войны и идеологии «цехакрон», делящей армян на правильных и неправильных и выступающих противниками смешения крови – интересы простых обывателей Арцаха, не особо волнуют. Они готовы партизанить в горах хоть годами, что может вызвать в ближайшей перспективе недовольство противоположной стороны и обвинение российского контингента в том, что он закрывает глаза на действия «армянских сепаратистов».
Непростая ситуация сложилась и с возвращающимися беженцами. В силу военного поражения армянское население было вынуждены сжигать свои дома перед уходом из селений Карвачара (Кельбаджара) дабы жилища не достались врагу. К слову, взятие под опеку российских миротворцев находящегося в передаваемом Азербайджану согласно договоренностям Кельбаджарском районе христианского монастыря IX века Дадиванк, гарантирует сохранение исторического наследия от вандалов, уже разрушивших статуи ангелов колокольни в захваченной Шуши.
Беженцы прибывают в Степанакерт, не только возвращаясь из Армении, но и с перешедших под контроль Азербайджана районов, включая Агдамский и Гадрутский. Вопросы организации быта, водо-, электро- и теплоснабжения в преддверии зимы, во многом так же ложатся на российский оперативный штаб, что может отвлечь миротворцев от выполнения прямой боевой задачи по мониторингу военных действий сторон в подотчетных районах.
Представители системной оппозиции, такие как партия Гагика Царукяна «Процветающая Армения», занимающая 18,2% депутатских мест в армянском парламенте, продолжают искать причины унизительного поражения Армении, которое иначе как позором никто не считает.
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ СТАЛИ ОЧЕВИДНЫ ПРОСЧЕТЫ
Пророссийские силы упрекают Никола Пашиняна в декларативной форме мобилизации, так же приравнивая его антироссийские демарши последних лет к предательству интересов страны.
Доказательства ошибок военно-политического руководства подтвердил и хлопнувший дверью после войны генерал-полковник Мовсес Акопян, теперь уже бывший глава Службы военного контроля ВС Республики Армения. Он публично заявил, что на третий день войны, а именно 30 сентября, премьер-министр Никол Пашинян приказал остановить пополнение вооруженных сил резервистами, сделав ставку только на добровольцев.
К этому времени, по словам Акопяна, Степанакерт выполнил план комплектования войск на 78%, а Армения – на 52%. Эффективность армии, как признался генерал, снижало и закупленное за два года правления Никола Пашиняна устаревшее вооружение, оказавшееся бесполезным против израильских и турецких беспилотников.
При этом генерал заверил, что Россия вела себя как поистине дружественное Армении государство и поставляла вооружения, «о которых мы даже мечтать не могли». Это заявление напрямую указывает либо на некомпетентность Никола Пашиняна, либо на целенаправленный срыв мобилизации и преднамеренный характер его действий по сдаче Нагорного Карабаха в целях дискредитации ОДКБ.
В пестрой палитре армянской оппозиции действующей власти выделяется так же партия Эдмона Марукяна «Просвещенная Армения» (12,9% депутатских мест в парламенте), которая, напротив, привычно во всем винит Россию, обвиняя ее и в вооружении Азербайджана перед войной, и одновременно в преследовании исключительно собственных интересов в осуществлении миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.
Прозападники словно забывают, что 102-я российская база до сих пор является единственным гарантом того, что 82-миллионная Турция не осмелится напрямую открыть против маленькой 3-миллионной Армении второй фронт. Эта партия ратует за немедленный выход из ОДКБ, призывая заодно к отставке Пашиняна.
При этом следует заметить, что сам Никол Пашинян и его депутатская фракция «Мой шаг» (парламентское большинство – 66,7%) за 2,5 года у власти ослабляли всеми силами и роль ОДКБ, и принципы сотрудничества в рамках ЕАЭС. Они проводили политику многовекторности настолько рьяно, что убедили своих противников в Баку и Анкаре, что Москва после столь явного пренебрежения союзнических отношений и заигрывания Армении с Западом на помощь Еревану не придет ни при каких обстоятельствах…
У Ильхама Алиева ситуация внутри страны несколько лучше. Все-таки он считается победителем. Однако, и в Азербайджане есть силы, обвиняющие его в предательстве интересов страны в связи все с тем же Соглашением трех. Сторонники пантюркизма, активно поддерживаемые Турцией, убеждают азербайджанское общество, что Россия украла у Азербайджана победу, не дав захватить весь Нагорный Карабах.
Адепты концепции «два государства – один народ» считают, что Ильхам Алиев, не поставив в известность Турцию о решении запустить в регион российских миротворцев, действовал по отношению к союзнику непозволительно. Реджеп Тайип Эрдоган хоть и поздравил коллегу и «брата» с победой, но тут же инициировал меморандум в Национальном собрании, одобривший ввод в Азербайджан турецкого контингента. Пока на год.
В этой связи интересно, хочет ли ввода в свою страну турецких войск Ильхам Алиев? Учитывая, что во время войны наметились трения между азербайджанским генералитетом и турецкими кураторами, ответ на этот вопрос не столь очевиден.
ГОТОВА ЛИ РОССИЯ К ПРОВОКАЦИЯМ
Следовательно, провокации в отношении российских миротворцев возможны не только со стороны сторонников перманентной войны в Армении, но и азербайджанских пантюркистов, взращенных Анкарой. В эскалации напряженности в регионе заинтересованы и противники Ирана, такие как Израиль и США. Насолить России руками турков не прочь и Ричард Мур, глава английской разведки MI-6. Поэтому российским офицерам и солдатам нужно быть готовыми ко всему.
В частности, в случае явных недружественных действий со стороны, к примеру, Азербайджана, наши малые ракетные корабли типа «Буян-М» и «Каракут» должны оказаться на рейде прямо возле Баку, из Дагестана на усиление нашего миротворческого контингента должен быть пробит коридор, а на 102-й военной базе в Гюмри скорее всего будет сформирована оперативная мобильная группа для немедленного реагирования и стремительной переброски в Нагорный Карабах для занятия стратегически важных высот и контроля магистралей.
ФОТО: AP/ТАСС
Если же горячие головы, неадекватно оценивающие боевую обстановку, найдутся в союзнической Армении, успокоить их в первую очередь должны пророссийские здоровые силы. Возможно, найдутся и в России псевдопатриоты и недальновидные эксперты, кто посчитает, что российским миротворцам не стоит рисковать жизнями в чужих краях, не осмысливая, что у самых границ России, в 100 км от Дагестана, разворачивается исконный враг – пособник международного терроризма.
Что ж, здесь можно вспомнить сформированные во время Великой Отечественной войны и прекрасно проявившие себя на фронте с фашистами армянские дивизии. Желающие финансировать подобные формирования из этнических российских армян, готовых сражаться за интересы и большой, и малой родины, найдутся среди российской диаспоры.
Отсроченный вопрос о статусе Нагорного Карабаха может решаться только на платформе международного признания либо территориальной целостности, либо плебисцита. До референдума в среднесрочной перспективе же дойти может только при эскалации напряженности. И не факт, что жители Арцаха, видя, что только Россия может обеспечить их безопасность, не вспомнят положения Гюлистанского мирного договора 1813 года, согласно которому Карабахское ханство стало частью России…
Похоже, судьба самого премьера Армении после военного фиаско незавидна. Теперь очевидно, что многовекторная политика кабинета была обречена на провал, а хороших отношений с диаспорой (спю рком) для решения сугубо военных вопросов в условиях абсолютной блокады явно недостаточно.
КТО ДРУГ, КТО ВРАГ?
В Конгрессе США хоть и заседает так называемый Армянский кокус, структура, состоящая как из представителей Республиканской партии, так и из демократов, имеющая в армянском вопросе шаткий консенсус, она ничем Армении, в отличие от России, не помогла. Не помогло и развернутое в Ереване на 90 гектарах посольство США с 2500 сотрудниками, из которых 800 человек составляет спецназ и агенты ЦРУ. Не смог остановить бойню и Президент Франции Эммануэль Макрон, ограничившийся гневными речами в прессе и Twitter.
А вот такой по-прежнему крупный в международной политике игрок, как Великобритания, фактически принял сторону Турции, считая ее эффективным инструментом в укреплении своего влияния в регионе. Великобритания, подогревая амбиции Реджепа Эрдогана, видимо, считает, что тем самым обеспечивает безопасность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Эрзурум с бенефициарной долей английского капитала.
Англичане хотят по-прежнему богатеть за счет каспийской нефти, одновременно позволяя Турции получать дивиденды от транзита нефти и газа с месторождения Шах-Дениз и совокупности шельфовых нефтегазоконденсатных залежей Азери-Чираг-Гюнешли.
Это никак не стыкуется с мечтой Вашингтона о продаже сланцевого природного газа из США, а так же нефти из Иракского и Сирийского Курдистана, месторождения которых находятся под контролем американского спецназа, европейским потребителям. Открывшиеся возможности транзита нефти после сенсационных «Авраамовых соглашений», достигнутых при посредничестве Дональда Трампа между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, пока мало волнуют Лондон, но очень неприятны для Эрдогана, у которого с Израилем непримиримые противоречия в контексте поддержки Турцией движения «Хамаз» в секторе Газа.
Здесь заложена мина империалистических противоречий между США, неоосманской империей Эрдогана и поползновениями нового главы английской разведки Ричарда Мура об усилении роли Великобритании в разрешении геополитических споров.
Лондон и Анкара, похоже, дали волю своей фантомной боли по поводу былого величия и своего утраченного могущества. И это чувствуют в Вашингтоне. Да и в Париже.
В этом смысле Россия вполне могла бы воспользоваться образовавшимися противоречиями и даже на них сыграть, нивелировав попытку Турции создать так называемую «Армию Турана» и развернуть лояльные России тюркские народы Казахстана, Туркменистана и Кыргызстана в сторону, где главенствующую роль станет играть Анкара.
На Южном Кавказе, скорее всего, все только начинается. Благо, что теперь в Армении только откровенный профан может требовать выхода страны из ОДКБ, альтернативы которой просто не существует. Миротворцы и военная база России, а так же наши пограничники по-прежнему являются единственной надежной гарантией ненападения на союзническую Армению любой страны. Трезвомыслящие политики в Армении это прекрасно осознают.
Автор: Владимир ВОЛГАЕВ
Комментарии