СИРИЯ: ТОПЛИВНЫЙ ГОЛОД – НОВАЯ УГРОЗА
27.09.2023
Пока Россия занята Украиной, начали поднимать голову враги Сирии. Оппозиция пытается снова разжечь гражданскую войну, используя обострившиеся экономические проблемы.
ТОПЛИВНЫЙ КРИЗИС
В последние недели и месяцы в Сирии усилились массовые протесты сирийского населения. Причина – нехватка топлива и его дороговизна, вызванная отменой в середине августа 2023 г. государственных дотаций на горючее. В условиях повышения стоимости нефти на мировом рынке сирийские власти не могут регулировать топливные цены.
Это автоматически ударило по самым незащищённым слоям населения, вызвав удорожание стоимости всех товаров, включая продовольственные. И сирийцы снова вышли на улицы.
Дело в том, что месторождений «чёрного золота», чтобы покрыть все свои потребности, у Сирии недостаточно. Причём часть нефтяных запасов страны контролирует оппозиция, в том числе курдские группировки, «опекаемые» находящимися на сирийской территории американскими войсками, а прокатившаяся по Сирии гражданская война и без того вызвала разрушение/повреждение значительной части нефтедобывающей инфраструктуры.
Сильный удар по обеспеченности сирийцев топливом нанесли и вылазки радикальной оппозиции против нефтеперерабатывающих заводов в Баниясе и Хомсе. Особенно в последнем. И от последствий этих нападений Сирия до сих пор не оправилась. Надежды на помощь Саудовской Аравии и Эмиратов также не оправдались. Эти былые противники сирийского режима временно замирились с Сирией и Ираном, однако «тащить» на своей спине Башара Асада и безвозмездно помогать ему они не собираются.
ОППОЗИЦИЯ ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ
Положение усугубляется новым резким обострением ситуации внутри Сирии. Этому способствует наличие на севере страны, в провинции Идлиб, группировок радикальной оппозиции, которые периодически доставляют много неприятностей сирийским властям. И пока за спиной оппозиционеров, в основном исламских радикалов, стоит Турция, Асад не может «зачистить» их, не опасаясь начать войну с Анкарой.
На северо-востоке страны имеется не меньший, а может быть даже и больший для Сирии вызов в лице местных курдов, поддерживаемых США и фактически независимых от Дамаска. И само по себе наличие на сирийской территории таких формирований служит примером для всех недовольных Асадом, что бороться с ним можно. Главное – найти влиятельную внешнюю силу, на которую можно опереться в этой борьбе.
А раз так, то победа Асада в гражданской войне очень условная - его силам приходится постоянно быть начеку и регулярно сражаться с оппозицией, не признающей своего поражения. Поэтому значительную часть своих небогатых ресурсов – денег и топлива – Сирии приходится по-прежнему тратить на военные нужды.
Населению же горючее достается по остаточному принципу. И чем дальше от Дамаска, тем меньше шансов его получить.
ДРУЗЫ ПРОТИВ АСАДА
Не случайно, что основные проявления топливного кризиса отмечаются по окраинам, в том числе национальным. В частности, на юге страны, где живут друзы, представители этно-религиозного меньшинства.
Манифестация друзов под национальными флагами
В последние недели они протестовали в связи с неспособностью сирийских властей решить топливную проблему. Сначала протесты носили мирный характер, но теперь ситуация меняется. Это представляет большую опасность для Асада - друзы, многие из которых проживают в холмисто-горной местности, удобной для партизанских вылазок, способны создать для сирийских властей серьезную проблему, тем более что они традиционно воспитываются как воины, и их действия не раз сильно меняли ход сирийской истории. Именно друзы начали знаменитое Сирийское восстание 1925-27 гг., составив костяк повстанцев, едва не сбросивших оккупировавшие Сирию французские войска в море.
Штурм друзами французской цитадели Рашайя во время Сирийского восстания 1925 - 27
Серьезную роль друзы сыграли и во время последней гражданской войны в Сирии. Они не любили Асада, но остались ему верны. Друзы сражались против оппозиции, не давая ей захватить юг страны.
Дело в том, что джихадисты объявили друзское меньшинство сектантами, пообещав его уничтожить физически. И хотя многие друзы, скрепя сердце, в основном поддержали сирийского президента в борьбе против исламских радикалов, теперь, когда угроза истребления миновала, эта народность предъявила свои счёты Асаду: после отмены топливных субсидий, вызвавших перебои с поставками товаров и рост их стоимости, в середине августа они вышли на улицы.
Поскольку протест друзов из далекого Дамаска не «увидели», они устроили всеобщую забастовку, поддержанную многими сирийцами.
Однако официальный Дамаск по-прежнему не замечал народного недовольства. И вот тогда в сентябре по друзской провинции Сувейда прокатились массовые демонстрации с требованием к Асаду создать переходное правительство. Иными словами – готовиться к уходу. Чего, кстати, добивается сирийская оппозиция и ее внешние покровители.
Напомним, что ранее именно это, как начало мирного урегулирования в Сирии, предусматривала резолюция 2254 Совета Безопасности ООН.
И так как Дамаск продолжал упорствовать в своём нежелании выполнять требования протестующих, 13 сентября манифестанты напали на офисы правящей в стране партии БААС. В ответ по ним был открыт огонь.
Вооруженные формирования друзов
Часть друзов расценила это как объявление им войны. В ход против друзской оппозиции пошли обвинения в «выполнении воли Израиля». Дело в том, что за время гражданской войны в Сирии некоторые из них действительно наладили связи с Израилем, рассчитывая на его помощь в случае краха режима Асада.
Остается ли при таком раскладе возможность у сирийских властей договориться с друзами?
«Волнения друзов с перерывами продолжаются по нарастающей с 2019 года, - говорит в беседе с «Совершенно Секретно» востоковед, эксперт Российского Совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов, - Но теперь уже звучат не экономические, а политические требования смены правительства, как в начале «арабской весны». Друзы считают, что у правительства было достаточно времени, и если бы оно хотело и могло провести те или иные реформы, то давно бы уже сделало это. Теперь лимит доверия к властям исчерпан».
Между тем, от друзов массовые протесты распространились по значительной части Сирии, включая традиционно неспокойную провинцию Дераа, с выступлений которой в начале 2011 г. и началась гражданская война.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СИРИЙСКИХ ДЖИХАДИСТОВ
Протесты поддержали и другие славящиеся своей оппозиционностью и радикализмом сирийские регионы вроде Идлиба, Хамы, Ракки (бывшей столицы запрещенного в России «Исламского государства»), Дейр-эз-Зора, Алеппо и прочих.
Происходящим попыталась воспользоваться потрёпанная, но недобитая сирийская оппозиция. Её отряды нанесли ряд чувствительных ударов по войскам Асада в провинциях Латакия, Алеппо, Хама.
Выступления израильских друзов в поддержку друзов сирийских
О степени обострившейся опасности свидетельствует то, что против активизировавшихся исламских радикалов пришлось срочно звать на помощь российские воздушно-космические силы.
Одновременно стали погружаться в хаос восточные районы Сирии, арабское ополчение которых начало ожесточённые бои с «проамериканскими» курдами. Создалась благоприятная ситуация для усиления иностранного вмешательства в дела страны и начала новой попытки вооруженного восстания.
В 2012-15 гг. подобное противостояние едва не «снесло» Асада, когда радикальная оппозиция захватила ряд ключевых городов страны, включая Алеппо, и плотно «обложила» сам Дамаск. И только российское и иранское вмешательство спасло сирийского президента от судьбы ливийского лидера Муаммара Каддафи. Однако сейчас в случае возобновления сирийской гражданской войны ни Иран, где также усилились внутренние протесты, ни Россия, вовлечённая в украинский конфликт, не могут оказать Асаду прежнюю помощь.
Встреча президентов РФ и Сирии В. Путина и Б. Асада
Во всяком случае, противники Москвы могут воспользоваться происходящим, чтобы нанести ей удар на Сирийском фронте.
КИТАЙСКАЯ НАДЕЖДА
В этих условиях сирийские власти уповают на Китай. Находясь 22 сентября в Пекине с официальным визитом, Асад подписал с лидером КНР Си Цзиньпинем соглашение «о стратегическом партнерстве».
Это уже породило в Иране опасения. Дескать, воздерживавшийся от поддержки Сирии в момент конфликта Китай сейчас «подвинет» оттуда Тегеран и заодно «соберёт все сливки». То есть, пользуясь трудностями Асада, предложит ему помощь, от которой тот не сможет отказаться. И в итоге Сирия окажется экономически, а значит и политически подчинённой Пекину.
Сейчас, на первых порах, Асаду нужен щедрый китайский кредит, чтобы пережить топливный кризис. На эти деньги можно восстановить отменённые субсидии на горючее или закупать его в дружественных странах. Далее – распространять бесплатно или по заниженной цене среди населения, чтобы купить его расположение.
Также Асад пытается получить нефть у маршала Халифы Хафтара из восточной Ливии. Он тоже нуждается в деньгах и под сирийские инвестиции направляет свое «чёрное золото» в Сирию. Кроме того, в Дамаске надеются, что ему не откажет в помощи нефтью и старый друг из Венесуэлы Николас Мадуро. На протяжении сирийского конфликта он не раз выручал Асада своими танкерами.
Но только лишь нефтью ситуацию не выправить. Сирийские власти нуждаются в обновлении своих нефтеперерабатывающих мощностей, и на это требуются миллиарды долларов. Для этого, опять же, могут понадобиться ожидаемые китайские инвестиции. Да и для самой КНР это было бы не худшим вложением.
Однако рост китайского присутствия в Дамаске вызовет пропорциональное снижение влияния там России. Разумеется, усилий Москвы по борьбе против исламских радикалов сирийцы на словах не забудут, но ключевые отрасли экономики их страны могут оказаться в китайских руках.
«Вряд ли пока КНР намерена жертвовать чем-то серьёзным, чтобы поддержать Асада на плаву, - рассуждает эксперт-востоковед Кирилл Семенов, - Пекин готов содействовать мирному процессу и диалогу с оппозицией, но не будет вкладываться в Сирию, где слишком много рисков для инвестиций».
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
Комментарии