Таксим и окрестности: мода на газ
Совместно с:
12.06.2013
Специальный корреспондент «Совершенно секретно» Юрий Васильев прибыл в Турцию для подготовки репортажа в текущий номер. Уже сейчас на нашем сайте — то, что он увидел в центре Стамбула.
Простейший респиратор — две лиры. У особо наглых персонажей — все три. Очки — по-разному: от четырех-пяти за плавательные до девяти за не то горнолыжные, не то мотоциклетные в полморды. По самому грабительскому варианту можно экипироваться за 12 лир — где-то семь долларов, если на общечеловеческие ценности. И лучше сейчас, пока середина дня. Потому что вечером не будет ни очков, ни продавцов.
А будет, скорее всего, опять слезоточивый газ. И водометы еще, но от них пока ничего не придумали. Кроме как разнести зловредную машину, как уже было в один из минувших дней площади Таксим, Стамбул, Турция. Стоит она теперь ровнехонько за баррикадами — разрисованная неприличными словами, из которых самое мягкое (уверяют на Таксиме) — Hitler. Там внутри теперь особо везучие активисты спят.
[album=26]
Франтоватая торговая улица Истикляль, впадающая в площадь Таксим, тут же приняла новый товар — на торговлю с земли, на лотки и в трендовую линейку обязательных аксессуаров стамбульского лета-2013. «Утром мы открылись позже обычного — здесь пахло газом. Да, с ночи», — объясняет владелец книжного магазина «Робинзон Крузо»; светлоглаз, бородат и, по всей вероятности, должен симпатизировать людям Таксима. Штука, однако, в том, что от «Робинзона» до площади — почти километр, и не по прямой. То ли на розу ветров пенять, то ли — все же на количество потраченного полицейскими продукта.
Днем парк перед монументом Ататюрка — там, у монумента, теперь одно из мест «парковки» полицейских, временами почти дословно повторяющих композицию бронзовых фигур вокруг пьедестала — становится местом народных гуляний. Все, кто не спит, улыбаются. Раздают воду и печенье, бесплатно — кто сам купил, кто сочувствующих торговцев привел. Майдан — как имя собственное, киевское, десятилетней давности; только причины другие.
Какие именно? Легче сказать, какие ни при чем. Экономикой, например, здесь не пахнет. Что бы ни вытворяла турецкая лира, куда ни выноси тексты о ее падении к доллару, — хоть на первое место в новостях, хоть в передовицу, — а сок свежевыжатый, прямо при тебе, как был на Истикляль два года назад по пять лир за любой фрукт, так по пять и остался. Политикой как таковой — тоже. Да, есть на площади партийные палатки, называемые чисто турецким словом «вигвам»; коммунисты, социалисты, еще какие-то исты. Время от времени хипующую толпу нет-нет и разрежет — чисто визуально, как нечто абсолютно тут чуждое — пара-тройка функционеров. Вне наций, вне партийности: костюмы, галстуки — и это практически на московской жаре плюс влажность Босфора. Как частные лица, пусть и под своими флагами, партийцы — любые — тут вполне ко двору. Кажется, что даже правящих из Партии справедливости и развития тут вполне могли бы принять; просто пока не случалось. ЛГБТ, феминистки, старожилы Вудстока — ну хорошо, не самого первого, но тоже давно дело было. Но, судя по микроопросу жителей площади Таксим, о раскладах в парламенте и прочих вещах, неотъемлемых от «когда мы придем к власти», здесь не думают вообще. Да и приходить туда никто толком не собирается, даже на уровне деклараций. Кто здесь власть? Не мы. Но и не вы.
Чистый протест, как таковой — от туристической достопримечательности до коктейлей Молотова, летящих в полицейских.
Чистый ответ — от обещания диалога до водометов и газа.
И тому, и другому — свое время. Соответственно, день и ночь. Пора запасаться на ночь, пожалуй. В отеле у стойки — и маски, и очки. До площади тут метров триста, может пригодиться.
Фото Юрия Васильева
Автор: Юрий ВАСИЛЬЕВ
Совместно с:
Комментарии