НОВОСТИ
21.11.2024 15:35
Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху
214
21.11.2024 14:10
Скандального экс-заммэра Нижнего Новгорода задержали при попытке бегства за границу
328
21.11.2024 12:30
Столичные полицейские задержали банду лжеюристов, обманувших около 100 пенсионеров
318
21.11.2024 10:40
Микроавтобус с людьми рухнул с 12-метровой скалы во Владивостоке. Есть погибший
261
21.11.2024 09:55
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
432
21.11.2024 08:15
В Ивановской области возбудили уголовное дело по факту хищения у концерна «Калашников»
373
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОЗА
Совместно с:
24.12.2014
ПОЧЕМУ ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ИЗ РОССИИ С БОЛЬШИМ ТРУДОМ ДОХОДИТ ДО ЮГО-ВОСТОКА УКРАИНЫ
Как и любая горячая точка, юго-восток Украины – это сотни тысяч мирных жителей, оказавшихся на грани гуманитарной катастрофы. На грани голода и элементарного выживания. Мы, жители России, немного успокоены тем, что и наше государство, и множество волонтерских и благотворительных организаций переправляют на Донбасс гуманитарную помощь. На первый взгляд кажется, что караваны грузов, необходимых Новороссии, идут из нашей страны нескончаемым потоком и неплохо помогают жителям самопровозглашенных республик выживать в трудных условиях. Расследование «Совершенно секретно» показало, что ситуация с гуманитарной помощью юго-востоку близка к критической.
Переправка гуманитарного груза из России в Новороссию – штука хлопотная. Состоит она из нескольких этапов. Первый – собрать как таковую помощь. Второй – обеспечить прохождение границы. Третий – довести груз до места. И четвертый – распределить помощь среди нуждающихся.
БЕЗОТЧЕТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
И на каждом из этих этапов можно столкнуться с ворами и мошенниками, которые в большей или меньшей степени стараются прикрыть благородными мотивами свои грязные делишки.
На первый взгляд, помочь жителям юго-востока проще простого, достаточно лишь забить в поисковик три слова: «гуманитарная помощь Новороссии». Тут же в твоем распоряжении окажутся контакты десятков, если не сотен организаций, занимающихся поддержкой населения непризнанных республик. Переводи деньги любой понравившейся.
Однако, если повнимательнее изучить информацию, выложенную на этих сайтах, желание немедленно переводить деньги исчезает.
Все серьезные благотворительные организации одним из главных разделов своих интернет-ресурсов делают страницу отчетов о проделанной работе. Там подробно и тщательно описывается, сколько средств и на какую цель было собрано, как были потрачены эти средства. Выкладывается даже такая информация, с помощью которой этот отчет можно проверить.
На сайтах с гуманитарной помощью Новороссии если и есть отчеты, то зачастую это просто видео с кем-нибудь из известных командиров ополчения, который на камеру говорит, что, мол, да, такой-то груз пришел. Или еще непонятнее: публикуют фотографии с утробами минивэнов и грузовиков, забитые коробками. Все это сопровождается одной строчкой текста: «Груз № 8 дошел!», и совершенно непонятно, где была сделана фотография, в Донецке ли, или в Воронеже.
Удивительно, но нигде нет видео с благодарными стариками, получившими помощь, не вывешены фотографии очередей на пункты раздачи.
Добавляет недоумения и тот факт, что и информационные ресурсы непризнанных республик так же обходят молчанием эту тему. На самом раскрученном из них – «Русская весна» – можно прочитать про все, от бытовых подробностей жизни Мотороллы до расписания веерных отключений электричества в Чернигове, а вот про раздачу гуманитарной помощи – тишина.
А ведь политический PR никто не отменял. Насколько было бы выгодно власти самопровозглашенных республик показывать всему миру, и России в том числе, свою честность и заботу об обездоленных людях. Но мы этого не видим, и, возможно, потому что этого почти что нет.
ГУМАНИТАРНЫЙ ОБМАН
Проблемы с гуманитарной помощью начинаются еще в России. Неприкрытые мошенничества встречаются уже на этапе сбора груза.
Один из показательных примеров того, как работают аферисты, произошел в Москве, в начале лета.
На Смотровой площадке у храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах появился пункт сбора помощи Новороссии. Особое доверие москвичам внушала близость храма, настоятелем в который совсем недавно, в мае, был назначен священник Андрей Новиков, бежавший с Украины из-за преследования новых киевских властей.
Скоро вскрылось, что «сборщики помощи» не имеют никакого отношения к храму, а все пожертвованные материальные ценности попросту сбывают и присваивают себе вырученные средства. Ситуацию удалось быстро пресечь, но она наглядно показывает, насколько беспардонно орудуют жулики.
И таких примеров сотни.
Наталья Ширяева – одна из тех неравнодушных людей, кто частным порядком переправляет гуманитарку жителям Донбасса. По ее словам, сделать это так, чтобы помощь точно дошла до адресата, трудно, а главное, накладно.
– Я долго искала возможности адресно переправлять посылки, – рассказывает Наталья. – Единственное, что сегодня действительно работает, это отправить груз с пассажирским автобусом, чтобы в Донецке его забрали у водителя те, кому я лично доверяю. Но этот вариант очень накладный. За каждую посылку надо заплатить водиле тысячу рублей, а гуманитарка это или нет, никого не волнует.
По словам волонтера, она пыталась связываться с разными группами в социальных сетях, собирающими гуманитарную помощь.
– Я категорически разочаровалась во всех этих сообществах, – продолжает Наталья. – Пока ведешь с этими людьми разговоры о том, что хочешь передать столько-то пачек памперсов, столько-то медикаментов, вокруг тебя просто бегают на цыпочках. Как только ты заикнешься о том, что тебе хотелось бы присоединиться к транспорту и помочь на месте, уже, например, в Донецке, то как будто обрушивается железный занавес, все, от этих ребят ни звука, словно они испарились.
– Вокруг благотворительности всегда крутится немало мошенников, особенно если помощь оказывается в больших объемах и большому количеству нуждающихся, – пояснил «Совершенно секретно» Матвей Масальцев, главный редактор журнала «Филантроп». – Ведь жуликам очень легко обманывать людей, когда конечный адресат этой помощи не известен. Вы кому помогаете? Страдающему народу Новороссии. И все, и взятки – гладки.
Фото: Михаил Почуев. ТАСС
НАЗАДЕКЛАРИРОВАННАЯ «ГУМАНИТАРКА»
Совсем недавно, в начале декабря, на таможенном посту «Донецк» произошел показательный случай. Пятигорские казаки собрали для жителей Донбасса гуманитарной помощи на 300 тыс. рублей, довезли ее до границы, но на пункте «Донецк» эту гуманитарку не пропустили. Казаки обиделись, написали на своем сайте, что с них за провоз груза вымогали 2 тыс. долларов, хотя, по информации от таможенников, эти деньги предлагалось оплатить официально, как пошлину за пересечение границы, ведь груз у казаков не был оформлен как гуманитарный.
В Южном таможенном управлении «Совершенно секретно» пояснили, как и по каким причинам груз не может быть пропущен через границу.
– Для таможни любой груз, пересекающий границу, должен облагаться соответствующей пошлиной, – пояснил начальник отделения по связям с общественностью Южного таможенного управления Раян Фарукшин. – Просто так мы ни одну машину пропустить не можем. Чтобы груз имел статус гуманитарного и не облагался таможенной пошлиной, сам грузоотправитель должен позаботиться об этом.
– По российскому законодательству только одно ведомство может задекларировать груз как гуманитарный – это МЧС, – рассказал «Совершенно секретно» заместитель начальника таможенного поста «Донецк» Сергей Чистяков. – Другое дело, что не все гуманитарные перевозки делает само Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Поэтому существует процедура делегирования полномочий МЧС организациям или даже частным лицам, чтобы они имели право вместо сотрудников министерства декларировать груз как гуманитарный. Для этого главное управление регионального МЧС выписывает специальную бумагу.
И, пожалуй, это единственный документ, который может позволить отличить мошенника от настоящего волонтера, собирающего и переправляющего через государственную границу помощь для жителей Новороссии.
Этот документ должен быть выписан Главным управлением регионального МЧС, откуда будет направлен груз. Это именная бумага, то есть на ней должны быть указаны личные данные человека, который повезет и задекларирует гуманитарный груз на таможне.
Поэтому, собираясь отдать в какой-либо пункт сбора помощи материальные ценности, не надо стесняться просьбы представить человека, отвечающего за переправку груза через границу, и стоит посмотреть документы от МЧС, дающие ему право заявлять груз как гуманитарный.
А вообще ситуация с пятигорскими казаками тоже показательна. Не упрекая их ни в чем, кроме незнания таможенного законодательства, можно быть уверенным, что они были не единственными, кто решил, что если на юго-востоке Украины идет война, то границу России в этом месте отменили. И только одной таможенной службе известно, сколько автомобилей, забитых гуманитарной помощью, было вынуждено вернуться назад из-за отсутствия правильно оформленных документов.
НЕВИДИМАЯ РУКА ПОМОЩИ
Но даже если груз и пересек границу, совсем не факт, что он дойдет до простых жителей. «Совершенно секретно» обзвонил несколько семей, живущих в Донецке и его пригородах, и выяснилось, что почти никто из опрошенных ни разу не получал гуманитарную помощь из России.
Надо сказать, что дончане, в силу объективных причин, сейчас не самые разговорчивые собеседники, они боятся всех, и своих, и чужих, и тщательно взвешивают каждое слово.
– Летом, когда начались артиллерийские обстрелы, мы уехали в Россию, в ноябре вернулись домой, – рассказывает жительница Макеевки Анна. – Когда смотришь российское телевидение, создается впечатление, что мы регулярно получаем гуманитарную помощь. А на деле – мы здесь уже полтора месяца, но помощь получили только раз, и ту не из России, а от одного местного олигарха. У нас маленький ребенок, и я, и муж сидим без работы, здесь ее просто нет, и гуманитарная помощь дала бы нам возможность хоть как-то пережить все, что здесь происходит. Куда она девается, я знаю, но не скажу.
Другая жительница Макеевки, Ирина, более откровенна.
– У нас здесь, в Макеевке, нет ни одного пункта раздачи гуманитарки. Может быть, в Донецке и есть, но я не знаю, где. Вот у нас в семье бабушка, семьдесят три года. Недавно приходили какие-то люди от ДНР, записали ее на получение помощи. Сказали, что всем не хватает, поэтому только тем, у кого дети, и старикам старше семидесяти. Ну, посмотрим, чем помогут, как помогут.
Все дончане несчастливы одинаково, их рассказы как будто написаны под копирку, но если удается разговорить собеседника, то можно услышать много подробностей повседневной жизни города.
– Знаете, вот эти гуманитарные конвои, они ведь привозят сюда продукты в специально промаркированной таре, а мы потом видим, как из этих мешков продают крупу и макароны на рынке, – возмущается дончанка Светлана Анатольевна. – Из России привозят топливо, и все оно продается на сети заправок «Параллель», стекло и стройматериалы из гумпомощи – тоже все на рынок.
Возможно, это домыслы испуганных женщин, в одночасье лишившихся каких-либо жизненных перспектив и готовых обвинить любого в том, что их относительно благополучный мир был разрушен. Но каждая из тех, с кем удалось пообщаться, на условиях анонимности уверяет, что гуманитарную помощь разворовывают чиновники из аппарата ДНР. При этом никто из опрошенных не смог назвать место, где регулярно раздают гуманитарную помощь, доставленную из России. Но о том, где раздают помощь от уже упоминавшегося украинского олигарха, знают все – на «Донбасс Арене».
Мы попытались связаться с киевским фондом этого бизнесмена для того, чтобы узнать, как сотрудникам этой организации удается доставить помощь до горожан в целости, но, по всей видимости, звонок с московского номера ввел людей в немалое смущение, так что сначала они долго не брали трубку, а потом попросту выключили телефоны.
Однако ответ на интересовавший нас вопрос мы все-таки получили.
– Ну, что вы, этому человеку до недавнего времени здесь принадлежало все, – рассказала нам дончанка Татьяна. – У него еще есть здесь помещения, где можно складировать груз, в городе есть люди, которые финансово зависят от него и которые просто не могут у него воровать. А у Российской Федерации здесь ничего нет. Вот почему ваши грузы до нас не доходят, а его гуманитарка, и пусть его здесь все тихо ненавидят, полгорода кормит. Что делать, голод не тетка, стоит народ в очереди у «Донбасс Арены» и продукты получает. Один набор – на 150 гривен.
ЛУГАНСКИЙ ПОРЯДОК
Еще одна удивительная особенность доставки российских гуманитарных грузов в Новороссию, это то, что все проблемы с ними связаны только с ДНР. В Луганской республике ситуация кардинально другая.
Мы привыкли посмеиваться над современными казаками, называя их ряжеными, подшучивая над манерой некоторых из них вешать себе на грудь блестящие цацки. Но именно эти ряженые навели порядок с гуманитарной помощью на Луганщине. Они с самого начала объявили, что за мародерство и воровство гуманитарной помощи будут строго наказывать, а саму процедуру ее раздачи сделали максимально прозрачной.
На самой южной окраине Южного Бутова, около Щербинского экспериментального кольца, стоит видавшая виды армейская палатка. Над ней полощется флаг цветов георгиевской ленты. Под ним – растяжка: «Сбор помощи населению Донбасса». Ниже на маленькой табличке написано: «Сбор гуманитарной помощи осуществляет хуторское казачье общество «Южное Бутово» Центрального казачьего войска.
Палатка под крышу забита черными мусорными мешками с разной степени поношенности вещами. Усталая женщина перекладывает мешки с места на место.
– Вы что-то хотели выбрать?
– А что, здесь можно просто так прийти и выбрать все, что хочешь? – отвечаю вопросом на вопрос.
– Ну, если вы беженец, если у вас есть об этом документы, то да.
– Да нет, я не за этим, я узнать, как идет сбор помощи.
Женщину из палатки зовут Алла. Она сама беженка, из Антрацита Луганской области. Соглашается со всем, что мне сказали мои донецкие собеседницы.
– Знаете, какая дрянь у нас сейчас повылезала? Вот у меня одноклассник, уголовник-рецидивист, как ополчение отбросило укров, ушло из города, так он прям хозяином по городу стал расхаживать, под себя все подминать начал, и гуманитарку хотел, но убили его недавно…
– А вот вы как, уверены, что та помощь, которую здесь собирают, дойдет до людей в том же вашем Антраците?
– Конечно, уверена, я сама с этими ребятами каждые пару месяцев домой езжу, там у меня старая бабушка живет, я ей привожу кое-какую помощь, но, знаете, не старики больше всего страдают, у них у большинства кое-какие сбережения есть. Хуже всего семейной молодежи. И работы нет, и детей кормить как-то надо. Мы очень рассчитывали на вашу помощь, а теперь у вас у самих проблем море, что с рублем делается! Как переживем эту зиму, ума не приложу. Ведь люди все меньше и меньше к нам сюда помощь приносят, этого – она кивает на мешки с одеждой – хоть отбавляй. А нам нужны лекарства, еда, люди голодают. А вообще мы скоро очередной груз соберем, поехали с нами, сами все увидите, у нас безопасно!
Поедем, обязательно поедем. Ведь надо же собственными глазами увидеть, что происходит там, где люди в надежде, что Россия их не оставит, хотя бы не даст умереть с голоду, стали с оружием в руках бороться за свои права.
Автор: Дмитрий РУДНЕВ
Совместно с:
Комментарии