НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Цепной бык НАТО

Цепной бык НАТО

Цепной бык НАТО

ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Владимир ЕРАНОСЯН
20.09.2021

На 31-ой встрече глав государств и правительств стран-участниц НАТО в Брюсселе было объявлено решение о том, что очередной саммит Североатлантического альянса состоится в Испании. Именно на Пиренеях блок НАТО собирается выработать новую Стратегическую концепцию, основным моментом которой должно стать положение о немедленных ответных действиях за нападение на космические спутники стран Альянса.

Мадрид, примеряя на себя «тогу» организатора саммита НАТО 2022 года, заранее начал проявлять невероятное усердие в обозначении своей лояльности блоку. И делает он это настолько грубо и нелицеприятно, что становится стыдно. Правда, не Испании, а за нее. Ибо выглядит все это, как явное выслуживание перед заокеанским хозяином.

В августе текущего года вразрез с прямыми договоренностями с Россией и вопреки Конвенции ООН по морскому праву 1982 года Испания запретила нашим кораблям пришвартоваться для заправки топливом, пополнения провиантом и запасами воды в испанском порту Сеута. Этот полуанклав на севере Африки отделен от Марокко «сеутской стеной» из колючей проволоки.

Похоже, испанцы решили построить точно такую же стену и напротив России. И их вовсе не волнует, что с Россией у Испании нет ни сухопутной, ни морской границы. Российский МИД устами официального представителя Марии Захаровой отреагировал на действия испанского правительства предельно негативно, чего и следовало ожидать.

Российская пресса, комментируя эту ситуацию, вспомнила заодно и как испанский фрегат «Кристобаль Колон» бороздил просторы Чёрного моря в составе сил НАТО, принимавших участие в международных учениях НАТО «Посейдон-21». Они проходили с 27 февраля по 6 марта 2021 года.

В этой связи весьма показательны две вещи: явно агрессивный настрой официального Мадрида в отношении России и наращивание испанцами своих военно-морских возможностей. К чему бы это, и зачем испанской короне брать на себя незавидную роль авангарда НАТО в противостоянии с Россией? Вопрос этот далеко не риторический и не праздный. Он требует детального разбирательства для того, чтобы понять мотивацию, а главное – перспективы подобных действий.

Во-первых, нужно сразу отметить, что один российский большой противолодочный корабль (БПК) «Вице-адмирал Кулаков» и два вспомогательных корабля, включая буксир «Алтай», никакой угрозы испанским ВМС не несли. Шли они в Средиземное море по заранее известному всем сторонам маршруту и после отказа испанцев в гостеприимстве, благополучно миновав Гибралтарский пролив, осуществили все необходимые для автономного плавания мероприятия в Алжире.

ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМАДЫ

Неужели испанские адмиралы испугались, что российский БПК вышел на охоту новейшей испанской подводной лодки проекта S-80 «Исаак Пераль», еще не переданной ВМС короны? Смешно. Но испанские СМИ, включая El Confidencial и El País как-то особенно рьяно поддержали действия испанских военных.

Это выглядело весьма странно. Испания ранее старалась не проявлять недружественный характер в отношении российских кораблей, даже кооперировалась с Россией в ряде вопросов арктической повестки. Однако в последние годы испанский истеблишмент словно подменили.

Причин здесь может быть несколько. Во-первых, Мадрид могут подталкивать к поиску внешнего врага экономический коллапс, вследствие пандемии, и падение доходов от туристического сектора экономики, во-вторых – обострение внутренних противоречий, связанных с сепаратизмом в Каталонии, и в третьих – военные заказы в рамках кооперации НАТО.

И эта третья опция – один из главных драйверов новой испанской политики. Ведь заказы испанским верфям на строительство фрегатов типа «Альваро де Базан», обеспечивают переживающую экономический кризис Испанию серьезными зарубежными инвестициями. Соединенные Штаты дают испанцам зеленый свет на военно-техническое сотрудничество с той же Норвегией, но требуют беспрекословного следования в фарватере Вашингтона.

За дозволение наживаться на строительстве военных кораблей Испания, по мнению США и Брюсселя, должна активнее вмешиваться в арктические дела, противодействуя в этом направлении России. И заодно испанцев просто обяжут патрулировать в интересах НАТО Средиземное море, где набирают силы пророссийские настроения, особенно в Египте. Да и китайцы слишком активны в Африке, а испанские пункты базирования 6-го Флота ВМС США – самый ближний форпост НАТО в регионе.

Когда Испания в 2009 году спустила на воду универсальный десантный корабль (УДК) «Хуан Карлос I», назвав его кораблем стратегической проекции силы (Buque de Proyección Estratégica), стало понятно, что испанцы восстанавливают свою «Непобедимую армаду», сокрушенную, когда то у мыса Трафальгар.

Снабженный трамплином для увеличения боевой нагрузки самолетов с укороченным взлетом УДК словно стал символом возрождения. Но дело все в том, что основным вооружением корабля считается американский истребитель «Харриер» (Hawker Siddeley Harrier). Этот штурмовик хоть и считается надежным и универсальным самолетом, но имеет маленькую дальность полета и небольшую бомбовую нагрузку. Но недооценивать боевые возможности УДК «Хуан Карлос I» нельзя.

На палубе расположены 8 посадочных площадок, на которые можно принимать и новейшие F-35, не говоря уже о десятках средних вертолетах. Имеется и 4 посадочных точки для тяжелых вертолетов «Чинук» (Boeing CH-47 Chinook) и для конвертоплана «Оспри» (Bell V-22 Osprey). Авиагруппа УДК может включать до 30 самолетов и вертолетов.

Экипаж корабля – 900 человек. Корабль может принять на борт 1200 морских пехотинцев. Его двухуровневый многофункциональный ангар/гараж площадью 6 тыс. кв. м вмещает до 6 тыс. т грузов и техники. Вместе с новыми фрегатами типа «Альваро де Базан», а главное с десятками пунктов базирования от Роты до Барселоны Испания представляет для США стратегический интерес.

КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ ИСПАНЦЕВ

Фактически, американцы поставляли испанцам старье, однако теперь они хотят держать Мадрид на коротком поводке, сделать из него цепного пса против России и Китая. А значит, нужны преференции. И конечно – чередование кнута и пряника.

Пряник – это военная кооперация в рамках НАТО, весьма выгодная испанцам. Ну а кнут – это признание Вашингтоном своим главным союзником в Африке марокканского короля Мухаммеда VI, выдвигающего официальному Мадриду территориальные претензии. Янки словно говорят испанцам: не будете послушными – не видать вам Сеуты и Мелильи.

Дипломатический скандал между Испанией и Марокко разразился, как нельзя, кстати, для США. Испанский МИД вызвал для объяснений марокканского посла в Мадриде Кариму Бенъяиш. Поводом послужило заявление премьер-министра Марокко Саадеддина аль-Османи в интервью египетскому телеканалу «Аш-Шарк», касающееся необходимости «начать дебаты» по поводу будущего двух испанских автономных городов, расположенных на севере континентальной Африки.

По мнению марокканской стороны, статус-кво Сеуты и Мелильи, существующий «уже пять или шесть веков», несправедлив. Официальный Рабат уверен, что после окончательного решения вопроса с Западной Сахарой, Марокко решит и этот вопрос. А перед этим громким заявлением в Марокко зачастили высокопоставленные американо-израильские делегации.

Но самое интересное заключается даже не в том, что Израиль и Марокко договорились о полномасштабных дипломатических отношениях, а тот факт, что Соединенные Штаты признали суверенитет Рабата над Западной Сахарой, которую Марокко считает своей неотъемлемой частью.

Территориальные претензии в адрес Испании, владеющей у побережья Марокко рядом островов, а на континентальной части Африки городами Сеута (85,2 тыс. жителей) и Мелилья (84,7 тыс. жителей) – больная тема. И США подыгрывают обеим сторонам. Если Испания будет паинькой, статус-кво сохранится. Короткий поводок – он такой.

Головная боль Испании по поводу Сеуты и Мелильи пока выражается в войне с группами мигрантов, штурмующих заборы, пытаясь попасть на территорию Испании, как транзитной страны в ЕС. Но война с арабами и берберами может стать и горячей. И это осознают как в Мадриде, так и в Вашингтоне…

НАДЕЖДЫ МАДРИДА В АРКТИКЕ

Словом, на юге, а вернее на Севере Африки, у Испании немало проблем. Не от этого ли Испания устремляет свои взоры и на Крайний Север?

Очевидная военная кооперация двух стран НАТО Испании и Норвегии в постройке серии из 5 фрегатов типа «Фритьоф Нансен», введенных в строй в 2006–2011 годах, не говорит о безоблачных отношениях двух стран. Особенно в арктическом вопросе.

Норвегия, как известно, является приарктической страной и постоянным членом Арктического совета. Испания же была принята в организацию в качестве наблюдателя на министерской сессии Арктического совета в Салехарде в 2006 году.

Однажды точка зрения Испании в отношении заявки Норвегии, представившей шельф архипелага Шпицберген продолжением шельфа Норвегии, совпала с позицией России. Мадрид не признал притязаний своего союзника по НАТО, посчитав, что Норвегия игнорирует особый юридический статус архипелага.

Шпицбергену в соответствии с Парижским соглашением 2021 года придан особый юридический статус, который разрешает всем странам, подписавшим это соглашение, вести там хозяйственную деятельность.

В ответ на притязания Норвегии четыре страны отправили протестные дипломатические ноты в ООН. А Испания вдобавок заявила, что сохраняет за собой право на природные ресурсы континентального шельфа, которые могут быть открыты вокруг Шпицбергена.

Казалось бы, жесткая позиция Испании в отношении заказчика на постройку кораблей-копий фрегатов типа «Альваро де Базан» была ошибочной. Но норвежцы проглотили обиду. Строительство кораблей водоизмещением более 5 тыс. т осуществляли совместно испанские и норвежские верфи (компания Navantia).

Почему норвежцы не скооперировались с американцами и не заказали фрегаты, основной задачей которых является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями, а предпочли испанцев, до конца не ясно. Скорее всего, дело в цене. Но может быть именно таким образом, путем размещения военного заказа, и, полагаясь на холодный расчет, Осло решил умерить амбиции горячих испанцев в северных водах.

А ведь Испания возлагает на Арктику определенные надежды. Мадрид, как и Евросоюз в целом, зависит от внешних поставок энергии. Испанская углеводородная компания Repsol YPF (входит в число 500 ТНК мира, обеспечивает занятость 30 тыс. сотрудников) занимается разведкой и добычей углеводородов за рубежом. В этом смысле шельф Шпицбергена – лакомый кусок. Помимо всего прочего Испания претендует и на арктическое рыболовство в 200-мильной зоне вокруг общего на ее взгляд архипелага.

ЧТО ВАЖНЕЕ – ТУРИЗМ ИЛИ УГЛЕВОДОРОДЫ?

Испанское королевство, говоря об устойчивом развитии Арктики, намекает на ведение рыболовства в арктических морях и добычу углеводородов в международных водах. Для этого Мадрид продвигает доктрину, в которой выработка прозрачных и взаимно согласованных правил рыболовства будет возложена не только на приарктические государства, но и на все заинтересованные страны. Поводом для такой активности Испании служит только один документ – Парижский договор 1920 года.

Испания полагает, что в соответствии с духом Парижских договоренностей, она имеет законное право обогащаться в арктических водах, на которые не распространяется юрисдикция Норвегии.

Поскольку до освоения месторождений испанским капиталом дело пока не дошло, испанцы продавливают свои позиции гипертрофированной заинтересованностью в развитии арктического туризма и рыболовства. Но вряд ли к активизации усилий по продвижению арктического туризма Мадрид толкают испанские путешественники.

Мотивация испанских домохозяек, уставших от зноя, от которого не укрывают даже Пиренеи, весьма сомнительна. Возможность проводить на Крайнем Севере корриду еще более иллюзорна. А значит, туристические проекты – это лишь пробные шаги королевства укрепить свои позиции в Арктике.

Учитывая, что коррида в Арктике – что-то из разряда фантастики, привлечь испанских граждан к туризму в регионе креативщики пытаются через популяризацию самобытного уклада жизни малочисленных народов севера (инуитов, саамов, шотландских и ирландских кельтов). Благовидные предлоги испанского любопытства к Арктике найдены.

Однако, желающих посмотреть, как живут саамы, оказалось не так много. Хотя под этой ширмой инициативам Мадрида по продвижению северного туризма осуществляется изрядная финансовая поддержка Европейского фонда регионального развития.

Для создания необходимой для туризма инфраструктуры в Арктике в 2005 году в ЕС разработали проект «Северный морской коридор», который обеспечивает связь между северными прибрежными территориями Норвегии и России с континентальной Европой. Участие Испании в деятельности Ассоциации по устойчивому развитию арктического туризма (SATA), в проекте «Устойчивая модель развития арктического туризма» (SMART) отражает специфические и скорее всего завуалированные второстепенной задачей интересы Испании. Она хоть и специализируется на развитие международного туризма и имеет хорошо развитый туристический комплекс, но отдает себе отчет, что большие туристические потоки в регион в ближайшей перспективе маловероятны.

ТЯЖЕЛ ШЛЕМ КОНКИСТАДОРА

Вероятнее всего Мадрид опасается не успеть к дележу «арктического пирога», который обещает быть жирным. В отличие от Германии, Англии и Франции, так же наблюдателей Арктического совета, у Испании нет длительных традиций проведения научно-исследовательских работ в регионе. Но в связи с глобальным потеплением и угрозой повышения уровня мирового океана Испания получила повод заявить о своих правах на потенциальную возможностью получить доступ к природным ресурсам Арктики.

 Фото_17_27.JPG

ВЛАСТИ ИСПАНИИ МОБИЛИЗОВАЛИ АРМИЮ ПОСЛЕ ПРЕБЫТИЯ

В СЕУТУ РЕКОРДНОГО ЧИСЛА НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ

Эта энергозависимая страна нуждается в диверсификации источников снабжения топливом и прямом коммерческом доступе к открытым в Арктике месторождениям. Поэтому интерес Мадрида не концентрируется на научно-исследовательских целях и на изучении изменений климата, состояния окружающей среды.

Главное – не упустить возможность влиять на принятие ключевых решений в регионе, важность которого растет в геометрической прогрессии. Влиять Испания может, как через своих представителей в функционирующих рабочих группах Арктического совета (Группа по сохранению флоры и фауны Арктики (CAFF), Группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR), Программа арктического мониторинга и оценки и другие), так и выступая в роли «адвоката» Евросоюза, пока еще не получившего отдельного статуса в организации.

С этой целью испанские научные исследователи принимают участие в пяти научно-исследовательских программах Европейского союза. Эти программы финансируются ЕС.

Кроме того, Высший научно-исследовательский совет Испании (Consejo Superior de Investigaciones Científi cas) задействован в европейской программе ATP (Arctic Tipping Points). Ее заявленная цель – исследование морских экологических систем.

Создание Национального информационного полярного центра (National Polar Data Centres) и Испанского полярного комитета (Spanish Polar Committee) свидетельствуют о новой политике королевства в отношении возможностей, которые открываются для страны на Крайнем Севере.

Стоит упомянуть, что в распоряжении Испании есть научно-исследовательское судно под названием «Хесперидес» (Hesperides), способное ходить в арктических водах. Вполне объяснимо, что оно находится под управлением испанского военного флота.

Ну, а королевские фрегаты Испании стали намного чаще появляться в дальних от испанских берегов морях. Вблизи границ России. Это означает, что Испания не прочь поиграть и мускулами, не прошли фантомные боли великой империи, завоевавшей новые континенты. Правда, новые конкистадоры в арктических водах могут и утонуть. В Арктике в самый раз шапка Мономаха, но никоим образом – тяжелый шлем чужестранного завоевателя.


Автор:  Владимир ЕРАНОСЯН

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку