Все идут на карантин
ФОТО: AP/TASS
03.04.2020
На этом месте могла быть статья о туризме, но все вокруг меняется слишком быстро. Какой тут туризм и путешествия, когда уже никто никуда не едет, везде закрываются границы, страны перестают выдавать визы и отовсюду возвращают своих граждан обратно, а где-то уже ввели карантин. Мир схлопывается настолько стремительно, что информация устаревает быстрее, чем оказывается опубликована. Корреспондент «Совершенно секретно» рассказывает, как живут закрытые на карантин города, как коронавирус уже повлиял на привычный для людей ход вещей и как приспособиться к жизни в самоизоляции.
Города пустеют постепенно. Сначала всех переводят на удаленную работу из дома, а тех, кто не может работать удаленно – просто отправляют домой. Кафе и рестораны начинают работать на вынос, либо закрываются вовсе. Никаких рынков выходного дня, больше нет рынков вообще. Продолжают работать только продуктовые, аптеки и необходимые службы. Общественный транспорт ходит все реже, водитель предусмотрительно отгораживает свое место, чтобы к нему не подходил никто ближе, чем на метр и не открывает передние двери, где-то – не пускают в общественный транспорт без защитной маски. Службы доставки перегружены настолько, что начинают работать с ожиданием от недели и выше, а курьеры, избегая личных контактов, оставляют заказы под дверью. Дозаторы с антисептиком стоят при входе в аптеки и супермаркеты, а санитайзеры для рук теперь носят с собой, кажется, все. За продуктами можно ходить только по одному от семьи, в супермаркеты пускают по несколько человек и расстояние между ожидающими около метра. Очереди растягиваются по периметру, провести в такой можно не менее получаса, поэтому люди стараются закупить продуктов, как можно больше. На каждый выход из дома при себе обязательно иметь документы и заявление по установленной форме с указанием мотива, маршрута и личных данных. За нарушение карантинного режима предполагается штраф, в исключительных случаях – срок. Пока европейские страны только вводят карантин, Италия официально живет в таком режиме с 10 марта. Некоторые жители негласно перешли на эти правила еще раньше. Причина простая – слишком быстрое распространение коронавируса.
ИТАЛИЯ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ
Если вы уже видели воодушевляющие видео, где итальянцы на карантине танцуют и поют песни на своих балконах, то можете о них забыть. Уже несколько дней стране не до веселья: продолжает расти число зараженных, ежедневно увеличивается число погибших, а пик распространения коронавирусной инфекции все никак не прощупывается. Для сдерживания пандемии предприняты беспрецедентные меры, чего стоит только компания #iorestoacasa, запущенная местным Минздравом во всех соцсетях. С призывом оставаться дома и тем самым помочь стране к гражданам обращаются сами врачи, а губернатор Ломбардии обратился к армии с просьбой помочь полиции обеспечить выполнение карантина. Карантин действительно может сдержать распространение коронавируса и тем самым снизить нагрузку на систему здравоохранения, но только при одном условии – его необходимо строго соблюдать. Пока статистика говорит о том, что к самым жестким мерам следовало обратиться гораздо раньше.
Если 21 февраля стало известно о первом зараженном, то месяц спустя их число составляет уже 53 578 человек и продолжает расти. Положительным в Италии оказывается каждый четвертый тест, а в Ломбардии – еще чаще. Это уже больше, чем в Китае за все время пандемии, а текущий уровень смертности на 11% выше, чем где-либо.
Ежедневная статистика больше похожа на сводки с фронта, а ситуацию с коронавирусом все чаще сравнивают с военным положением. В госпиталях нет мест, переполнены реанимации и катастрофически не хватает препаратов искусственной вентиляции легких. Здесь практически действует принцип «военной» медицинской сортировки, когда врачи вынуждены самостоятельно решать, кого из пациентов спасать, а кому – позволить умереть. Массимо Пуоти, глава инфекционного отделения одного из крупнейших в Ломбардии госпиталя Нигуарда сообщил, что рост новых заражений вышел за возможные пределы, и врачи оказались в чрезвычайном положении, беспрецедентном для системы здравоохранения в Европе со времен Второй мировой войны. Аналогичное мнение высказал и премьер-министр Джузеппе Конте: «Мы сталкиваемся с чрезвычайной ситуации, равной которой не было со времен войны».
Сложнее всего на данный момент обстоит ситуация в Бергамо. Нагляднее всего это показывает ежедневная газета: если в прежнее время некрологи там занимали от силы одну полосу, то сейчас – в десять раз больше. Долгое время там действовали согласно прямому распоряжению из декрета «никаких свадеб и похорон»: покойников действительно не выдавали родственникам, ссылаясь на необходимость карантина. Морги тут же переполнились, тогда ограничения отменили и теперь в церквях стоят рядами десятки гробов, отпевание идет каждые полчаса и крематорий работает 24 часа в сутки, но Бергамо все равно не справляется. За помощью обратились к военным, и теперь они вывозят гробы с погибшими на кремацию в Модену, Домодоссолу, Парму, Пьяченцу и другие города. Количество погибших от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, продолжает расти. Некоторые похоронные агентства закрыты, так как заболели уже их сотрудники, болеют и гибнут священники церкви, а также сотрудники продолжающих работу на карантине служб. Более 8% инфицированных коронавирусом – сами врачи и медперсонал. Погибли уже 18 врачей. «Хватит петь на своих балконах!» – пишут в соцсетях бергамцы и требуют объявить трехдневный национальный траур в знак уважения к погибшим и их семьям.
МЕДИЦИНУ ПЕРЕВОДЯТ НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ
Опыт Италии показывает, что пандемия коронавирусной инфекции способна парализовать систему здравоохранения всей страны. Итальянский сценарий и распространение коронавируса по всему миру заставляют пересмотреть работу госпиталей и больниц в других странах. На сегодня в Европе по числу заражений после Италии следуют Испания, Германия и Франция.
Русскоязычный врач анестезиолог-реаниматолог из Франции Айк Варданян делится в своем аккаунте в Instagram опытом подготовки к приему большого потока больных и рассказывает, какие меры приняты в его отделении с учетом печального опыта Италии, а также роста инфицированных больных во Франции: «Мы организовали в реанимации 18 мест для больных под ИВЛ, это наш максимум, до этого было 10 таких мест, и больница закупила еще 8 аппаратов. Еще 4 было закуплено для организации „реанимации“ в зале послеоперационного наблюдения для других больных вне COVID-19. Таким образом, 100% отделения реанимации будет для больных COVID-19». Врач говорит, что из-за коронавирусной пандемии они были вынуждены отказаться от плановых операций, благодаря чему получилось освободить максимум врачей для работы с больными COVID-19. Заранее подготовили палаты только для приема пациентов. Также в его госпитале предусмотрели, что в операционные для неотложных операций (аппендицит, перелом и т. д.) могут поступать больные COVID-19, поэтому часть их сделали изолированными. Аналогичные меры были предприняты в организации родильного зала: один из родильных залов сделали изолированным, поскольку есть высокий процент вероятности, что может поступить роженица с COVID-19. Такая организация работы позволит снизить распространение коронавируса и оптимизировать работу персонала с уже зараженными.
Отдельно врач Варданян отмечает, что залогом успешной борьбы с COVID-19 является забота о персонале: «При большом потоке больных каждый из персонала, начиная от санитарок и заканчивая врачом, на „вес золота“. Они реально находятся на первой линии фронта, поэтому необходимо сразу проводить информационные работы о защите. Персонал, который будет непосредственно соприкасаться с больными, будь это в операционной или реанимации, должен проходить тренировки на надевание защиты и, особенно, ее правильное снятие. Важно, чтобы за подготовкой команды наблюдал со стороны компетентный сотрудник и отмечал все неточности. Соблюдение этих мер поможет избежать заражения медиков и сдержит дальнейшее распространение вируса».
Однако даже этих превентивных мер оказалось недостаточно в борьбе с коронавирусом. 21 марта Айк Варданян сообщил, что его отделение уже заполнилось пациентами полностью и им пришлось открыть дополнительное отделение на 28 мест, днем ранее заполнились 18 выделенных под аппараты ИВЛ мест в реанимации, поэтому было принято решение ускоренно открыть отделение реанимации еще на 8 коек. Шесть пациентов в критическом состоянии сразу из приемного отделения были перенаправлены в другие больницы, двое из них – вертолетом.
К сожалению, меры защиты медперсонала, о необходимости которых отдельно указывал Айк Варданян, не помогли избежать заражения: два врача приемного отделения из госпиталя, где он работает, оказались на домашнем режиме с подтвержденным COVID-19.
ГРАЖДАНЕ ОСТАЮТСЯ ДОМА
Уже возникший в системе здравоохранения коллапс грозит обернуться серьезными потерями для мировой экономики в самое ближайшее время. Адекватно оценивать последствия пока рано, однако на примере китайской экономики, которая была «заражена» коронавирусом первой, уже видно падение на 13,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Но в большей степени проблему для экономики составляет не столько пандемия сама по себе, сколько предпринятые по борьбе с ней меры. В режим карантина переходят все больше стран, а это напрямую бьет по целым отраслям экономики. Банкротство угрожает туроператорам в первую очередь, не в лучшей форме находятся и авиакомпании, серьезные убытки несет сфера общественного питания, существенно пострадает индустрия развлечений – в этих отраслях задействовано множество людей и в режиме карантина большая часть из них останется не у дел. Например, в той же Италии, которая в числе первых ввела карантин на территории всей страны, работают только службы первой необходимости, но с учетом продолжающегося роста распространения коронавируса принятые меры предлагается ужесточить, а сроки продлить. Если изначально карантин был введен до 3 апреля, то Конте заявил о продлении срока до тех пор, пока ситуация не будет взята под строгий контроль, а позже премьер-министр уже сделал заявление о приостановке всей несущественной производственной деятельности. Давать прогнозы об «оздоровлении» экономики в таких условиях практически невозможно.
Одним из первых на себе эффект почувствовали работники туристической отрасли. Денис Ткачук рассказывает, как пандемия повлияла на его работу: «Сначала наше руководство решило использовать коронавирус как повод сблизиться с турагентствами и открыли на сайте раздел, посвященный официальным заявлениям руководства разных стран о том, что на территории их страны нет вируса. Мы стали регулярно рассылать предложения по странам, в которых не зарегистрировано случаев заражений, и больше предлагать туры по России, например, Сочи, Крым, Алтай – эти предложения так и называли „антивирусные рассылки“. Потом по нескольким странам запустили акцию „Тур за 1 рубль“ с возможностью рассрочки, Впрочем, все это не помогло. Если в прежнее время у нас бронировали 300–400 туров в день, то сейчас – 10–30 и в основном внутренние туры. Люди сильно напуганы, внутренний туризм тоже сильно страдает. Если не откроют Европу, а особенно Италию и Чехию, то нам больше не работать в докризисном режиме – сейчас мы работаем в убыток. Рынок туризма уже упал на 80%». Сотрудников компании просто отправили в отпуск за свой счет. Сам Денис работал программистом, теперь его перевели на поддержку: «До конца апреля я работаю из дома, постоянно в Skype и получаю четверть зарплаты». На вопрос о том, что будет после апреля, Денис предположил, что отпуск либо продлят, либо сформируют минимальный штат.
Практически весь рынок труда начинает приобретать дистанционный характер, однако процент тех, кто может продолжать работать из дома, на самоизоляции очень мал, и даже эти люди столкнулись с определенными сложностями в организации своего рабочего дня. Павел Дебердеев – один из немногих специалистов, которого смогли перевести на удаленную работу без ущерба для компании. Работой с базами данных он продолжает заниматься из дома, главное – наличие рабочего ноутбука, высокоскоростного Интернета и самоорганизации. Перешедший на дистанционную работу специалист рассказывает, что в его графике практически ничего не поменялось: «Как и прежде мы начинаем день с утреннего брифинга, только теперь он проходит онлайн. Общение с коллегами также проходит в специальном рабочем мессенджере, там же проводятся общие созвоны и личные переговоры. Даже время обеденного перерыва не изменилось, хотя оно сейчас и не особо фиксировано». Павел признается, что по ощущениям работы прибавилось, так как нельзя как прежде в офисе закончить рабочий день и уйти домой. Постоянно возникают какие-то новые задачи, поэтому приходится перерабатывать, однако время переработок никто не фиксирует. Но в работе из дома он видит свои плюсы: можно не соблюдать офисный дресс-код, работать, сидя на диване, и слушать музыку, не мешая коллегам.
На фоне текущей новостной повестки есть и еще один немаловажный аспект самоизоляции – психологическая гигиена.
НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ПАНИКЕ
О том, как физически защититься от коронавируса написано много, но не менее важно поддерживать и психологическую гигиену, считает психолог Екатерина Макшанцева: «Совсем не беспокоиться на тему пандемии нельзя. Тревога – это нормальная и необходимая реакция. Именно тревога приучит нас чаще мыть руки и протирать телефон, поможет снизить количество контактов и отказаться от привычных походов в кино, кафе и другие места массового скопления людей. Менять привычки трудно, но с тревогой нужное поведение внедряется легче».
ФОТО: ZUMA/TASS
Что касается самоизоляции, то психолог дает следующие советы: «Главное в самоизоляции – не ставить на это время сверхзадач: вроде достичь семейной гармонии, написать книгу, похудеть на 10 кг и желательно все одновременно. Большие ожидания могут усилить напряжение и привести к конфликтам. Задача у самоизоляции одна – остановить распространение вируса. И важно прожить карантин с наименьшими эмоциональными потерями. Для этого хороши простые задачи (уборка, зарядка, учеба) и простые решения (фильмы, книги, игры). Мало у кого из нас есть опыт самоизоляции и потому придется экспериментировать, искать свои оптимальные способы. Могу предположить, что для большинства полезными окажутся четкий распорядок дня, регулярное онлайн-общение с друзьями, а если вы изолируетесь семьей, то возможность проводить время в одиночестве. Семейный совет с обсуждением пожеланий, ожиданий и правил на этот период также станет хорошим заделом для избежания конфликтов».
О СТАТИСТИКЕ
На момент написания этой статьи число зараженных в мире составляет 613 016 человек, погибших – 27 865, выздоровевших – 138 098.
Автор: Полина ДЕЛИЯ
Комментарии