НОВОСТИ
The Hill: американский Конгресс торопится принять закон, обязывающий Трампа помогать Украине
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЗАПАДНАЯ РАЗВЕДКА: КУРС НА РЕФОРМУ

ЗАПАДНАЯ РАЗВЕДКА: КУРС НА РЕФОРМУ

ЗАПАДНАЯ РАЗВЕДКА: КУРС НА РЕФОРМУ

ФОТО: PHOTOXPRESS

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
24.09.2022

Рост угроз со стороны России и Китая вынудили Запад начать масштабное реформирование своих спецслужб. Основное внимание уделяется улучшению эффективности их аналитических подразделений и отделов, специализирующихся на ведении информационных войн за счет усиления использования новейшего шпионского оборудования. Также западные «чекисты» усилят охоту за российскими капиталами и сосредоточатся на недопущении усиления в мире китайского влияния. При этом они не закрывают каналы диалога с Россией. В июле страны Запада начали масштабную перестройку своих спецслужб, продемонстрировавших слабость в противостоянии России и Китаю.

Особенно масштабно происходит реформирование французских спецслужб, к которым у президента Эмманюэля Макрона накопилось много претензий. Они, дескать, не предупредили о возможности отказа Австралии в 2021 г. от многомиллиардной покупки у Парижа подлодок, о дестабилизации бывших французских африканских колоний, откуда он получает стратегически важный уран и не смогли дать четкий расклад о подготовке Россией спецоперации на Украине.

В свою очередь, французские «чекисты» оправдываются тем, что, дескать, гражданское руководство само в начале 2000-х годов резко сократило военные расходы. И это автоматически ударило и по контролируемым Минобороны спецслужбам. А теперь, когда они сами все проспали, ибо «горячо» в Африке и на Украине стало явно не в 2022 году, а гораздо ранее, хочет за те же самые деньги бороться с новыми угрозами!

ФРАНЦУЗСКАЯ «ПЕРЕСТРОЙКА» ПО АМЕРИКАНСКОМУ ПРИМЕРУ

Как бы там ни было, в первую очередь изменения затронут спецслужбы, находящиеся под контролем французской Минобороны. Среди них DGSE (Главное управление внешней безопасности), Служба военной разведки (DRM) и Военная служба контрразведки (DRSD).

Во-первых, реформы подразумевают устранение мешающих работе спецслужб бюрократических звеньев внутри их самих. Так, в DGSE из пяти управлений остаются четыре, но при этом создаются при них особые «центры миссий», специализирующихся на конкретных направлениях, например, «ядерные технологии», «Россия/Украина» и т.д.

Во-вторых, с целью усиления эффективности секретных служб заметно увеличится число их сотрудников. Так, к уже имеющимся пяти тысячам аппаратчиков DGSE в ближайший год прибавится еще одна тысяча, а к 2026 г. их численность может вырасти до восьми тысяч человек.

В-третьих, это означает параллельное увеличение финансирования спецслужб: если в 2006 г. годовой бюджет DGSE составлял 440 млн евро, то теперь он увеличен до 880 млн евро, а к 2026 г. он заметно превысит 1 млрд евро. И это только на одну из нескольких французских спецслужб.

Так, в целом на реформирование DGSE, DRM и DRSD в ближайшие три года уйдет до 4,6 млрд евро, в том числе на приобретение двух легких самолетов наблюдения и разведки и трех самолетов стратегической разведки; на переезд DGSE в новое специализированное здание и ввод в эксплуатацию космических систем CERES и MUSIS, еще больше усиливающих их возможности в плане наблюдения.

Причем во французском разведывательном сообществе DGSE является лидером по расходам и технической оснащенности, вызывая зависть у ее коллег. Не случайно, что среди французских военных все чаще раздаются голоса, призывающие сократить DGSE вдвое, выделив из нее технический совет в независимое «суперагентство», обслуживающее все французские разведывательные службы, в частности DRM (Службу военной разведки). Несмотря на сильное лоббирование этого предложения, оно не увенчалось успехом – отчасти потому, что со времен де Голля у DGSE имеется особое влияние на гражданские власти Франции, с которыми она достаточно тесно связана.

Между тем, увеличение расходов шеф DGSE Бернар Эмье оправдывал тем, что «людские и бюджетные ресурсы французской внешней разведки относительно ограничены по сравнению с аналогичными странами. Они, например, ниже, чем у Федеральной разведывательной службы Германии, и очень значительно ниже, чем у британских служб, где в одном только GCHQ (штаб-квартира правительственной связи), занимающемся электронной разведкой, работает 10 000 человек при бюджете в 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. Услуги в США зашкаливают, насчитывая 17 агентств. В одном только Агентстве национальной безопасности (АНБ) работает 30 000 агентов».

В-четвертых, французское руководство озаботилось техническим усилением своих спецслужб, в первую очередь за счет оснащения их новейшими электронными программами, включая «инструменты OSINT», позволяющими оперативно мониторить соцсети, Telegram-каналы, мессенджеры, перехватывать и прослушивать переговоры и даже спутниковые данные, взламывать «без следа» личную интернет-почту и т.д. В частности, в том числе с их помощью добывается секретная информация по Донбассу и Украине.

В том числе для усиления данного направления набирают несколько сотен сотрудников в кибер-подразделения (преимущественно в агентства по борьбе с дезинформацией Viginum и военных закупок DGA-MI). Данные агентства совместно с частными фирмами, руководимыми бывшими сотрудниками спецслужб (например, ChapsVision), разрабатывают для этого специализированные программы открытого исходного кода (Tehtris, Predicta, Lab и Corexalys).

В этом им активно помогает израильская спецслужба «Моссад», грамотно пропиарившая свои достижения в этой области в прошлом году, когда она вызвала настоящую истерику у алжирского руководства, оказавшегося жертвой длительного слежения за его телефонными переговорами и переписками при помощи шпионской программы Pegasus.

В-пятых, французское руководство действует в направлении еще большей ликвидации автономии своих секретных служб, фактически усиливая над ними контроль Минобороны. А с другой стороны, во многом такое реформирование сводится к их перестройке по образцу и подобию американской ЦРУ.

В-шестых, происходят масштабные кадровые перестановки и увольнения прежних руководителей французских спецслужб.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Обновленные и усиленные «рыцари плаща и кинжала» усилят работу на конкретных направлениях – африканском, украинском и т.д. В связи с этим будет уделено повышенное внимание мониторингу Интернета (особенно соцсетей и Telegram-каналов) в поисках нужной информации, и ведению информационной войны против недружественных Франции сил. Особое внимание в связи с событиями на Украине будет уделяться контролю над недопущением из Франции продукции двойного назначения, особенно электронной. Во всяком случае, проблему утечки секретных данных из частных компаний представители ее спецслужб считают очень серьезной.

Одно из важных и сравнительно новых направлений работы – «преследование российского капитала»: выявление в западных странах соответствующих активов, их «заморозка»/изъятие и недопущение возвращения данных средств в РФ. Как пример – французские источники указывают на начатый в Нью-Йорке в июле текущего года розыск «московскими» банками своих активов, якобы выведенных туда их бывшими акционерами в лице семьи Минц.

Однако российское направление на закрытых слушаниях в Национальном собрании (французский парламент) 13 июля, посвященном необходимости усиления спецслужб страны, было все же вторичным, а главную угрозу Париж видит в действиях Китая.

Так, Стефан Буйон, генеральный секретарь Министерства обороны и национальной безопасности, не стал слишком зацикливаться на действиях России во Франции, лишь посетовав на «сильные атаки» первой «против французского присутствия в Африке».

Напротив, Буйон был более разговорчив – и к тому же более прямолинеен – в отношении действий Китая во Франции. «Многие китайцы заинтересованы вредить нашим интересам, занимаясь проникновением и шпионажем. Поэтому, «каждый раз, когда в университеты прибывают стажеры из определенных стран – мы обращаем внимание на Китай и Иран, которые интересуются физикой и химией, и на некоторые другие государства, – мы систематически проводим опрос со стороны государственных служб, уточняем информацию и, в случае необходимости, отказываем в праве на прием тому или иному лицу или даже прекращаем его пребывание».

Фото_17_16_раз.jpg 

«Мы также следим за центрами типа Конфуция или Лео Лагранжа и другими, а также за их системой основания». Кроме того, «мы делаем все возможное, чтобы некоторые компании, особенно китайские, не могли чрезмерно увеличить свою значимость во Франции». Таким образом, по его словам, «мы запретили им доступ, когда дело коснулось телефонной связи и определенных областей, которые считаются чувствительными». Так, например, французы планируют «резко ограничить участие китайских производителей коммуникационного оборудования на установку сети 5G во Франции».

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРИМЕР ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ

Аналогичные процессы происходят и в других западных странах, включая США, Германию, Канаду, Чехию, Польшу, Великобританию и Польшу. Конечная цель подобного реформирования – улучшение двустороннего обмена информацией с американским ЦРУ и британской MI6 в рамках создания единой системы разведки, известной как «Пять глаз». Эта структура разделяет основные сведения, которые западный мир собирает о своих конкурентах, особенно о Китае и России.

Так, в свою очередь, немецкая разведка BND реформируется по тому же американскому лекалу в направлении сокращения бюрократии и создания «центров миссии», как это уже было сделано несколькими годами ранее в США.

Соответственно, в США вскоре могут создать новое шпионское подразделение по борьбе с российским и особенно китайским влиянием. Так, в Конгрессе США обсуждается формирование «органов оперативного сбора и анализа разведданных, разоблачения коррупции и нарушений международного права Пекином», появление которых позволит своевременно торпедировать их бизнес-проекты в странах третьего мира. Не случайно, что Дэвид Виньо, глава Канадской службы разведки и безопасности (CSIS), готовит ее реформирование под «патронажем» США к борьбе с вмешательством в Арктике России и на Тихом океане Китая.

Это находит понимание и в Чехии, где глава Центра европейских ценностей и политики безопасности Якуб Янда разрабатывает программу стратегического сближения, включая оборонный компонент, между его страной, США и Тайванем перед лицом «угроз, исходящих от Китая». По сути, речь идет о завуалированном союзе против него НАТО и Тайбэя.

Фото_17_17_раз.jpg 

Впрочем, попытки реформирования разведсообщества в соответствии с демократией не всегда радуют его представителей. Так, известная британская спецслужба внешней разведки MI6 в условиях будущих изменений в законодательстве страны о разведке занята созданием специального юридического подразделения, которое будет защищать ее интересы от правительства, пытающегося регламентировать ее работу, что негативно на ней отражается. Оно должно внести поправки, оставляющие лазейки для ведения прежней работы в обход законодательства.

Параллельно продолжаются реформы Бельгийской службы госбезопасности (VSSE). У ее директора имеется задача – перестроить спецслужбу сообразно общим потребностям стран НАТО и не допустить повторения нападений джихадистов, как это было в Брюсселе в 2015 г.

Аналогичным образом под руководством американских специалистов происходит и реформирование спецслужб стран по периметру границ с Россией и Беларусью, включая Польшу. Сигналом к тому стала внезапная августовская отставка главы внешней разведки страны Петра Кравчика, провалившего работу против России и Белоруссии, и замененного полковником Бартошем Ярмушкевичем, специалистом в другой сфере – контрразведке. Это назначение сигнализирует возможную активизацию охоты на его белорусских и российских коллег, возможно, работающих в Польше.

Причина, почему многие страны соглашаются на такое «реформирование» – неспособность самостоятельно защитить национальные интересы. Вашингтону же гораздо проще работать на российско-украинском направлении, используя своих польских, прибалтийских, чешских и румынских коллег, имеющих здесь наработанную базу. Поэтому у них внедряются американские координаторы по образцу ранее осуществленной перестройки СБУ по противодействию России и Беларуси.

Заметим, что в Европе на это реформирование уйдут многие миллиарды евро, поскольку там растет понимание, что от успеха работы спецслужб во многом зависит ее способность противодействовать недругам, не вступая с ними в открытую конфронтацию на поле боя.

Так, даже один достигнутый разведчиками успех по нейтрализации/заброске вражеской агентуры или грамотно составленный аналитический доклад относительно намерений и ресурсов противника способны повлиять на исход борьбы.

Это касается, в том числе экономической конкуренции: действия спецслужб способны сорвать торгово-сырьевые сделки, привести к физическому устранению тех или иных ключевых фигур или путем сбора на них компромата и вывода из «игры».

ПОМОЖЕТ ЛИ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАПАДНЫМ «ЧЕКИСТАМ»?

Смогут ли модернизированные западные спецслужбы улучшить результаты своей работы? Заметим, что проводимая их реорганизация в Европе вызвала большое удовлетворение в Вашингтоне и Лондоне, желающих получить разведресурсы других стран в интересующих их регионах мира и сделать их подконтрольными себе инструментами.

Однако среди «реформируемых» сотрудников, по данным французских источников, в связи с этим отмечается скепсис. Они недовольны попытками «бюрократии окончательно зарегулировать» их работу, мешающими им действовать оперативно и вне ограничительных чиновничьих рамок». И взятие на вооружение американских моделей без избавления от этих старых болезней вряд ли способно качественно изменить ситуацию в лучшую сторону. Скорее, напротив.

С другой стороны, заметное увеличение ресурсов у спецслужб способно породить у них в обстановке усиления противостояния с Россией и Китаем желание усилить свой голос в принятии политических решений. Более того, судя по усилению их юридических подразделений, они не против обойти «излишний» контроль над ними в виде разного рода «демократических» ограничений на их работу.

С другой стороны, к этому будет подталкивать и их общее усиление по американскому примеру, причем в результате такой реформы Вашингтон, создающий единую разведсеть на основе ресурсов союзников, может получить дополнительные рычаги воздействия на руководство европейских стран.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку