НОВОСТИ
Посол Ирана в РФ требует наказать российских полицейских, которые задержали иранских студентов, учинивших драку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Записки инсайдера-2 – Школьное образование

Записки инсайдера-2 – Школьное образование

Записки инсайдера-2 – Школьное образование
Автор: Марина ХОМУТОВА
Совместно с:
12.11.2018

 

Продолжаем публикацию о Люксембурге, начатую в предыдущем номере нашей газеты. 
На этот раз специальный корреспондент «Совершенно секретно» решил выяснить, как дела со школьным образованием обстоят там, где наличествуют Три государственных языка и более 40% жителей – эмигранты. В России принято ругать свою образовательную систему, особенно после введения ЕГЭ 
и упрощения ряда программ, в частности по математике. Зато теперь почти во всех российских школах более или менее похожие программы, и система попадания ребенка в школу стала намного проще – запись через электронные сервисы заменила многочасовое бдение родителей у школьных дверей 
и беготню по окрестным учебным заведениям. Так чем же люксембургское образование отличается от нашего?
 
Систему школьного образования в Люксембурге простой не назовешь. Вариантов обучения довольно много, и полученные знания будут сильно различаться. С дипломом одной школы можно легко поступить в университет, а после окончания другой удастся попасть лишь в технический лицей (наше училище, или, как сейчас принято говорить, колледж), и то с трудом. Ну что ж, давайте разбираться. Начнем с того, что обязательное школьное образование начинается здесь очень рано.
 
 ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ! 
 
Сотрудница Министерства образования Николь Шнайдер рассказала: «Все дети, начиная с 4 лет, независимо от статуса их родителей, обязаны ходить в школу. Это означает, что если ребенок по каким-то причинам не посещает учебное заведение, то родителям придется заплатить штраф. Сначала будут приостановлены детские выплаты (около 200 евро на каждого ребенка), а если ситуация не изменится, к родителям будут применены более серьезные санкции».
Что же будет делать в школе такая кроха? Тут надо отметить, что учебный день не очень обременителен для ребенка, зато крайне сложен для родителей, по крайней мере в начальной школе. С 4-летками занимаются в игровой форме, и школу все малыши обожают. Обучение стартует на люксембургском языке, и почти сразу же к нему подключается немецкий. Поз-же добавляют французский, и таким образом дитя через пару лет вполне сносно болтает на трех языках. 
А теперь поговорим о расписании. 
Занятия начинаются в 8.00. Учитывая, что муниципальные школы находятся в шаговой доступности, это не так уж и рано. Потом (внимание!) в 11.40 надо в обязательном порядке забрать ребенка из школы и отвести домой на обед. А потом вернуть обратно к 13.00. И снова забрать в 14.40, когда учебный день будет завершен. Согласитесь, с таким графиком у мамы не так-то много возможностей устроиться на работу. 
 
 У НАС ПРОДЛЕНКА,  У НИХ – ШКОЛЬНЫЙ ДОМ 
 
«А как же продленка?» — спросите вы. Вот и наш корреспондент задался этим же вопросом. Для ответа на него пришлось отправиться в местную коммуну. 
Предоставим слово Дидье Шумахеру, менеджеру по работе с посетителями коммуны Вилл де Люксембург: «Вы можете отдать ребенка в группу внешкольного наблюдения только при наличии серьезных на то оснований: первое, и самое главное, — оба родителя в семье работают, то есть невозможность забрать сына или дочь на обед должна быть подтверждена документально. Услуга эта платная и рассчитывается индивидуально исходя из совокупного дохода семьи». 
В среднем пребывание ребенка в группе продленного дня — здесь она называется школьным домом — обойдется родителям примерно в 150 евро. Кроме того, во многих коммунах Люксембурга стоит немаленькая очередь из желающих попасть в школьный дом, а потому страждущие записываются в лист ожидания за год, а то и раньше. Так что возможность играючи выучить несколько языков оборачивается для родителей серьезными временными и финансовыми затратами. Но в средней школе ситуация значительно упрощается.
 
 СРЕДНЯЯ, НО НЕ ПОСРЕДСТВЕННАЯ 
 
Вторая ступень образования начинается в 12 лет. К этому возрасту ребенок свободно говорит на люксембургском, французском и немецком — эти языки являются государственными, — и неплохо знает английский — на уровне выпускника наших спецшкол. Как этого удается добиться, непонятно, но факт остается фактом — все жители страны знают как минимум четыре языка. 
В средней школе продолжается обучение математике, географии, истории, естественным наукам, информационным технологиям, а также музыке и спорту. Физическое воспитание построено модулями: каждые пять недель посвящены какому-либо виду спорта — теннису, баскетболу, плаванию, волейболу, регби, футболу. Раз в неделю проводится обязательное занятие в бассейне — плавать должны уметь все, уверены чиновники Министерства образования, и с этим нельзя не согласиться. Многие школы имеют собственные бассейны (с поднимающимся и опускающимся дном, чтобы малыши чувствовали себя комфортно. — Прим. ред.), спортивные залы и футбольные поля. 
И, что немаловажно, к этому этапу обучения проблема продленки снята — ребенок может находиться в школе во время ланча (поздний завтрак или ранний обед), подкрепляться в школьной столовой, которая больше похожа на ресторан, и оставаться в школе для занятий в кружках. Перерыв на ланч длится более часа, так что все успевают спокойно поесть и, если погода позволяет, поиграть на улице.
 
 НЕ СЫГРАТЬ ЛИ НАМ ПАРТИЮ В ГОЛЬФ? 
 
Чем больше и современнее школа, тем больше внешкольных занятий предлагает она своим ученикам. Вот что рассказал о подведомственном ему учебном заведении Тим Нобер, директор Ленстер-лицея: «Мы ставим своей целью всестороннее развитие наших подопечных, и приоритетом для нас является разнообразие и доступность всевозможных занятий для мальчиков и девочек любого возраста. Рядом с нами находится самое большое гольф-поле в Люксембурге, раз в неделю мы возим туда детей на автобусе, и там с ними занимаются профессиональные тренеры. В бассейне дети играют в водное поло, обучаются синхронному плаванию, прыжкам в воду и плаванию в ластах и маске. 
Для тех, кто не очень любит спорт, есть кулинарные классы, оборудованные самой современной техникой (что удивительно, эти занятия посещают многие мальчики. — Прим. ред.), мастерские по работе с деревом и металлом, классы компьютерных технологий и, конечно, рисование, музыка и танцы. А еще есть курсы диджеев, но туда существует лист ожидания из желающих».
Подчеркнем: все внешкольные занятия бесплатны. Но если ребенок куда-то записался, он обязан посещать все занятия; при трех пропусках без уважительных причин его отчисляют, чтобы дать место другим желающим.
 
 УРА, КАНИКУЛЫ! 
 
Впрочем, начнем не с каникул, а с пропущенных занятий. Во многих школах нельзя пропустить ни одного дня без уважительной причины, подтвержденной справкой от врача. Записки родителей не в счет. Где-то возможен пропуск до двух дней без справки, но на третий день надо выздороветь или отправиться к доктору. Нарушение этих правил карается жестко — родителей лишают выплат на детей, так что к посещаемости тут относятся трепетно.
Учебный год начинается 15 сентября, а заканчивается 15 июля, так что привычной для нас трехмесячной вольницы тут нет. Зато каникул среди учебного года много, дети учатся блоками по пять-шесть недель, а потом отдыхают. Долгие каникулы выпадают на Рождество и Новый год, потом идут карнавальные каникулы в феврале, за ними — пасхальные каникулы, неделя в конце мая, неделя в октябре и разбросанные в течение года однодневные праздники, когда тоже не учатся, вроде Дня святого Николая 6 декабря или 1 мая (его здесь тоже отмечают).
Ну и, наверное, можно считать маленькими каникулами школьные выезды на экскурсии и спортивные мероприятия — зимой отправляются дней на пять в горы кататься на лыжах, осенью устраивают поход или сплав на байдарках, а весной едут на экскурсию в Париж, например. И это все обходится тоже бесплатно, поскольку считается частью учебного процесса, и поездки спонсируются государством.
 
 ШКОЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ С БОКАЛОМ ШАМПАНСКОГО 
 
Те, у кого в России есть дети школьного возраста, конечно, прекрасно знают, что в начале года родителей собирают и они сдают деньги на учебники, например английского, подарки учителям и так называемые нужды класса. Потом в середине года всех опять собирают, родители сидят за партами, как школьники, и выслушивают про свое чадо — хорошо, если что-то приятное, а если не очень, то приходится краснеть и оправдываться.
А как в Люксембурге? Вашему корреспонденту удалось побывать на нескольких школьных встречах. Вот как это было. 
В первый учебный день, 17 сентября, дети пришли в школу вместе с родителями. Это была новая школа, производившая первый набор на первую ступень среднего образования, где детям предстояло учиться по системе международного бакалавриата. Поначалу все чувствовали себя немного смущенно, но их встречали доброжелательные сотрудники, которые показывали, как пройти в актовый зал. Дальше начались чудеса — поскольку директор выступал на люксембургском языке, всем желающим раздали наушники, где шел синхронный перевод на английском, немецком и французском. На интерактивную доску проецировались имена школьников, и объявленные дети выходили к учителям, которые уводили их в классы. Ученикам разъяснили, как все в школе устроено, где что находится и как пользоваться оборудованием. Бывает, при обучении необходимы айпады — их выдают в школе. В конце дня детям вручили подарки и накормили бесплатным обедом. В это время родителей поили кофе с круассанами и водили по школе — им показывали всё: от оборудованной по последнему слову техники библиотеки с компьютерами, диванчиками и цветами до спортивных сооружений, бассейна, ресторана и остановок школьного автобуса. Пояснения также давались на трех языках. Первый день завершился рано – все, и дети, и родители, были явно довольны. 
Через пару недель было объявлено родительское собрание, которое проходило вполне традиционно (впрочем, без сбора денег), зато на выходе всех ждал приятный сюрприз: фуршет с шампанским, легкими закусками и соками — прекрасная возможность познакомиться поближе и родителям друг с другом, и учителям с родителями. Директор тоже присутствовал — жал всем руки и отвечал на вопросы.
www.islux.lu
 
 САДИСЬ, F! 
 
В разных школах система оценок разная, и это поначалу вводит в некоторое заблуждение. Но все по порядку. Как объяснила корреспонденту сотрудница Министерства образования Николь Шнайдер, в начальной школе знания оцениваются буквами – A, B, C или D. Главной оценкой успеваемости являются промежуточные итоговые досье, которые учитель показывает родителям на индивидуальном собеседовании.
Далее система усложняется — вводятся новые буквы: E, F и FX (последние две — это «неудовлетворительно»).
Однако в классических лицеях, где преподавание ведется на французском языке, иная система оценивания — 60-балльная.
Во время последнего года обучения в средней школе проводится серия тестов, и на основании их результатов можно подавать документы в университет.
Именно классический лицей дает наиболее престижное образование. Преподавание здесь ведется на французском, помимо государственных языков и английского изучают также латынь, историю искусств и другие предметы. Далее – прямая дорога в престижные университеты.
Муниципальные школы, уже упомянутые, — тоже неплохой вариант. Там можно получить как начальное образование, так и полное среднее. Ну а после не очень успешного окончания первой ступени придется отправиться в технический лицей.
Существуют также международные школы, обучающие по системе международного бакалавриата, — языком преподавания в них может быть как один из государственных, так и английский или португальский (в Люксембурге большая португальская община. — Прим. ред.). 
А как быть тем детям, которые только что приехали в страну? 
 
 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН 
 
Система, разработанная для приезжих, довольно интересна и многовариантна. Самый простой путь — зарегистрировать свое чадо в Министерстве образования, в отделе по работе с эмигрантами. 
Сотрудник этого ведомства Патрик Стиф дал нам разъяснения: «Если вы переехали в страну с детьми школьного возраста, вам необходимо предоставить аттестат об оконченных ими классах и табель успеваемости за прошедший год. Все должно быть переведено на английский, немецкий или французский языки. Далее по результатам тестирования по математике и иностранным языкам ребенок зачисляется в класс в соответствии со своими знаниями. По результатам тестирования ребенку предлагается один из вариантов дальнейшего обучения: школа и класс, соответствующие его развитию, направление в адаптационный класс или на интенсивные языковые курсы, оплачиваемые министерством».
В адаптационном классе детей обучают двум языкам и математике и проводят занятия по физкультуре. Год теряется, но в результате можно приступить к обучению в обычной школе. Еще существует возможность прикрепить к ребенку переводчика от Министерства образования, который будет помогать на первых порах. Эта возможность прописана в документах, но расспросы показали, что мало кому удалось воспользоваться этой услугой.
 
 ДЕТСАД В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ  ГЕРЦОГСТВЕ 
 
Говоря о системе образования, нельзя не упомянуть и про детский сад. В этой системе все отнюдь не так радужно и прозрачно. Начать с того, что очередь из желающих попасть туда формируется еще до рождения ребенка. Устроить ребенка в государственный садик сложно, мест всегда не хватает, и многие дети остаются дома с мамой до наступления школьного возраста, то есть до 4-х лет, так как очередь к этому времени еще не подошла. Есть частные садики, но иногда качество присмотра за детьми в них оставляет желать лучшего, к тому же приходится платить немалые деньги. 
Тут важно отметить, что государственные детские сады тоже платные, и, хотя государство возмещает часть расходов, все равно сумма получается ощутимая. По сравнению с российскими садиками часы работы сада-яслей в Люксембурге значительно короче – мало какие из них работают до 16 часов, а в большинстве надо забирать ребенка еще раньше. Вот и выкручиваются работающие мамы как могут. Но если повезло и удалось попасть в хорошее учреждение, то к школе ребенок будет мало-мальски говорить на трех государственных языках.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что люксембургская система образования нацелена в основном на развитие языковых способностей и коммуникативных навыков. Что ж, это лишний раз подтверждает и девиз Люксембурга: «Мы хотим оставаться теми, кто мы есть» («Mir wëlle bleiwe wat mir sin»).

Автор:  Марина ХОМУТОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку