НОВОСТИ
Госдума приняла обращение к кабмину по мигрантам. В образовании и здравоохранении – им не место
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Печатное издание номер 11/282

Материалы номера

Металлические двери, новейшие программируемые замки, решётки и ставни на окнах – чего только ни придумали люди, чтобы обезопасить своё жилище или офис от криминального вторжения. Но, как показывает практика, современные преступники тоже «совершенствуются» и находят способы,
как преодолеть возведенные преграды. По данным ГУ МВД, почти треть краж сегодня совершается с помощью взлома замка, каждая восьмая – подбором ключа и почти каждая десятая – через окна. Причём в зоне риска не только квартиры и помещения, расположенные на первом и втором этажах,
для воров-«альпинистов» высота – не помеха. Они спускаются с крыши, забираются по газовым трубам, с козырьков подъездов и т.д. О том, как не дать злоумышленнику проникнуть в вашу квартиру или на дачу, защитить бизнес или загородный дом от непрошенного вторжения, рассказывает генеральный директор компании «ГОЛЬФСТРИМ охранные системы» Михаил Киреев.

Джанет не сразу поняла, что она мертва. Мысль вызвала лишь удивление. Страха не было и в помине. Никогда раньше она не чувствовала себя такой свободной. Стоило ей только подумать о свободе, как она со свистом пронеслась по дому, вылетела на улицу и взлетела к ярким звёздам. Внизу поблёскивали огни пригорода, где она родилась, выросла и жила до сегодняшнего вечера.

Она вернулась в холл и посмотрела на свою безжизненную физическую оболочку, которая лежала у основания широкой лестницы.

«А я очень даже недурно выглядела при жизни», – не без удовлетворения подумала Джанет. Стройное тело, лежавшее около лестницы, было одето в простое, но красивое чёрное платье. Чёрные волнистые волосы веером рассыпались по ковру. На красивом лице застыл покой, как будто она уснула. И только необычный угол, под которым была повёрнута её изящная шейка, выдавал истинную причину «сна».

Тегеран-43: были и небыли

Миф о покушении на «Большую тройку»

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция, на которой Сталин, Рузвельт и Черчилль приняли решения, во многом предопределившие исход Второй мировой войны и судьбы мира на многие десятилетия вперёд. Известно, что именно тогда наметили открыть Второй фронт в мае 1944 года. Реже упоминается, что решили «проклятый польский вопрос», согласившись провести границы Польши соответственно пожеланиям СССР. Ещё реже вспоминают, что в Тегеране похоронили идею Черчилля оккупировать Турцию, обеспечивая базу британского вторжения на Балканы. А вот о чём широко знают, причём достовернейшим образом, все, кто смотрел фильм «Тегеран-43», – так это о том, что на руководителей трёх держав в Тегеране покушались гитлеровские диверсанты. Но были схвачены за руку советской разведкой.

Последние представители династии Габсбургов погибали один за другим, трагически и таинственно. Словно злой рок вёл Австро-Венгерскую империю к краху…

В прошлом номере я напомнил читателям любопытный эпизод из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». В трактире «У чаши» агент тайной полиции Бретшнейдер пытался спровоцировать Швейка на крамольные высказывания об императоре. Однако наш простодушный герой, напротив, защищал Франца Иосифа: «…Примите во внимание: сына Рудольфа он потерял во цвете лет, полного сил, жену Елизавету у него проткнули напильником, потом не стало его брата Яна Орта, а брата – мексиканского императора застрелили в какой-то крепости у стенки. Теперь опять, на старости лет, подстрелили у него дядю». (На самом деле не дядю, а племянника – эрцгерцога Фердинанда.)

Этот «список Швейка» звучит, как байка, а по сути – чистая правда. В прошлом номере я написал о первых жертвах (по очерёдности в списке), понесённых австрийским императорским домом – о двойном самоубийстве кронпринца Рудольфа и его возлюбленной Марии Ве'чера. Теперь расскажу об остальных. Правда, Швейк ошибся не только в степени родства эрцгерцога Фердинанда с императором, он основательно запутался и в хронологии. Первой жертвой был Максимилиан фон Габсбург, правивший Мексикой под именем императора Максимилиана I. Как же занесло австрийского эрцгерцога в такую даль, как ему достался этот трон?

Таинственная жизнь и ещё более таинственная гибель одного из самых великих американских писателей – Амброза Бирса

Он приехал в Мексику за смертью. Это был неожиданный и экзотичный способ самоубийства. А разве вся его жизнь не была наполнена экзотикой и сюрпризами судьбы? Поэтому пересечение границы между двумя мирами казалось ему естественным и лёгким уходом в небытие. Он был стар. Нет, не годами – в семьдесят два некоторые ещё рожают детей и правят государствами. Но он потерял в жизни всё, что было когда-то дорого, и земные дороги утратили для него всякий смысл. Он чувствовал, как исчезают желания и любовь, а их место занимают дряхлость и немощь. И усталость.

Влачить жалкое существование представлялось ему невозможным – он был слишком горд. И романтичен, хотя литературоведы никогда не относили его труды к романтизму и, конечно же, не ставили его в один ряд с великими соотечественниками – Вашингтоном Ирвингом или Эдгаром Алланом По. Соединённые Штаты зачитывались его газетными колонками, а позднее – новеллами и почитали его одним из отцов этого, ставшего национальным жанра литературы; но ветреные и торопливые Соединённые Штаты в вечной своей погоне за кумирами, фанфарами, мишурой и богатством очень быстро забыли о нём. К классикам американской литературы он был причислен гораздо позже, в середине ХХ века, и сам он никогда об этом не узнал.

К имени всегда относились серьёзно. Гомер называл его сладостным даром, практичный Дейл Карнеги призывал помнить, что имя – самое приятное и важное для человека слово. Но имя – это прежде всего социальная характеристика личности и эпохи, в которую оно было дано, и история имянаречения в России увлекательна и драматична

И зменения в именослове начались с войны имён, получившей торжественное и звучное название ономатомахии (от слова «ономатос» – имя). Она велась несколько столетий, начавшись в X веке с христианизации Руси. Крещение предполагало дарование христианского имени, а так как своих святых пока ещё не было, не имелось и русских имён, которые принимала бы христианская церковь. Началась борьба между языческими славянскими и каноническими иноязычными греческими, римскими и древнееврейскими именами. Сопротивление было упорным, но к середине XIX столетия на каждые 12 имён, произведённых от славянских корней, будет приходиться не менее тысячи чужестранных. У южных и западных славян ситуация сложилась иначе, там исконные имена понесли меньшие потери, и мы с лёгкостью понимаем их значения. А на Руси постепенно совершенно исчезли Беляи, Улыбы, Несмеяны, Храбры, Мудры, Шустры, Дороги и чрезвычайно популярные, учитывая суровый климат, Морозы.

Улан-Удэ после бериевской амнистии: город в руках бандитов. Воспоминания очевидца

В истории нашей страны много ещё практически неисследованных страниц. Часть документов не рассекречена, другие известны, но находятся в малодоступных архивах. Поэтому очень важными для историков становятся свидетельства непосредственных участников событий, тем более когда речь идёт о том, что происходило почти шесть десятилетий назад. Надежда Николаевна Куршева, заслуженный юрист Российской Федерации, более сорока лет проработала в различных структурах Министерства юстиции, почти четверть века была председателем Заводского районного суда города Орла, в настоящее время в отставке. Но её рассказ не о судебных буднях, а о практически никогда не освещавшихся и долгое время засекреченных событиях, в которых ей приходилось принимать участие в самом начале карьеры. Приводим её рассказ.

Как легендарные некогда артисты – «властители дум» превращаются в судебных сутяг, не способных поделить славу и гонорары

В любой стране шоу-бизнес неотделим от скандалов. Они являются его составной частью, время от времени возбуждая интерес граждан, иногда до серьёзного уровня. Бывают конфликты, придуманные для поддержания интереса к персоне или коллективу, а бывают и вполне реальные. В принципе, нарушения авторских прав бывали и в развитых странах, но там они достаточно быстро и жёстко пресекались судебными инстанциями. У нас же до суда доходят лишь самые упорные представители шоу-бизнеса, а результативных решений немного. Тем не менее проблема существует, причём уже несколько десятилетий, и мы хотим познакомить наших уважаемых читателей с некоторыми страницами истории борьбы совершенно разных по стилю музыкантов (тут и рок, и шансон, и эстрада) за свои (и чужие) авторские права…

У Богоявленского женского монастыря нет даже стен. А в нём спасаются и от войны, и от любой беды

Южный форпост России – так называют Аланский Богоявленский женский монастырь, в котором я побывала этим летом. Он расположен у въезда в Алагирское ущелье, на дороге, соединяющей Северную и Южную Осетию. А в шестидесяти километрах находится Беслан. В далёком прошлом за высокими стенами монастырей укрывались во время войн и набегов. У этого монастыря нет стен, но именно здесь в наши дни люди часто спасаются во время вооружённых конфликтов.

Алагирское ущелье – особое место для осетин. Здесь находится знаменитая Нузальская церковь с фресками XIV столетия и Рекомский храм, построенный, по преданию, самим святым Георгием. К нему в древности стекалась вся Алания и на празднествах проводились игры, подобные античным Олимпийским. Сейчас паломники из Северной и Южной Осетии, со всего юга России едут в Богоявленскую обитель.

Скандал на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, который, казалось, ничто не предвещало

Не припомню, чтобы сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы когда-нибудь ещё проходила в таком густом пороховом дыму скандалов, как эта, пришедшаяся на первую неделю октября. Хотя наблюдаю за отношениями Совета Европы с Россией, за этой странной политической кадрилью, «шаг впирод и два назад», на протяжении всех 18 лет, что они тянутся.

Ещё бы: на этой сессии должен был обсуждаться доклад о положении дел с демократией в России. Долгожданный доклад: появиться в повестке дня он должен был ещё лет пять назад. Дело в том, что среди 47 стран – членов Совета Европы есть небольшая группа «отстающих» по части соответствия демократическим критериям. Входит в эту группу, как нетрудно догадаться, и Россия. «Отстающие» находятся под постоянным наблюдением – мониторингом – со стороны своих более зрелых в демократическом отношении европейских соседей, которые периодически направляют к ним парламентариев для изучения ситуации с правами человека и тем, как они соблюдаются. Такое вот «измерение демократической температуры» каждые два года должно венчаться докладом по каждой из «отстающих» стран. А по итогам доклада мониторинг должен быть прекращён, если с демократией в стране всё встало на свои места, или же – в противном случае – продолжен.

Изгнанный из власти оппозиционер Геннадий Гудков – о жизни «после Думы», о собственных планах на будущее и о том, что ждёт страну

– Сам ещё не могу привыкнуть, – говорит экс-депутат о своём новом статусе. – Чем занимаюсь? Определяюсь. Жизнь после мандата, конечно, непроста, потому что освобождает не только от мандата, но и от многих других вещей. Так, например, выяснилось, что немало людей были просто попутчиками. Вдруг заметил изменение отношения к себе тех, о ком думал лучше. Например, резко, очень резко снизилось количество телефонных звонков. Ещё один показатель конъюнктурности момента: меня стали сторониться некоторые представители правящей партии – ах, это же тот самый Гудков… Хотя, понятно, у меня всё равно там, в Госдуме, есть уважение и авторитет, но тем не менее люди побаиваются: сочувствуют, понимающе кивают, а общаться не спешат. Так что освободился я не только от мандата, а ещё и от очень многих иллюзий…

Политолог Дмитрий Орешкин о том, зачем нужен Координационный совет оппозиции

– Дмитрий Борисович, а зачем он вообще, этот Координационный совет? Не увлеклась ли оппозиция игрой в выборы в КСО в ущерб делам более насущным – тем же местным выборам 14 октября? Не пустая ли это трата времени?

– Да, это широко распространённая точка зрения. Чтобы понять, нужен ли этот совет и зачем, попытаюсь обрисовать нынешнюю систему политики – всю в целом. Итак, есть вертикаль власти и есть системная оппозиция – коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия». Системная оппозиция тоже как бы имеет «ярлык на княжение». И, как и задумывал Владислав Сурков, должна крепить эту вертикаль: правая нога затекает – перенесли вес на левую. Однако в действительности конфликт уже начался внутри этой самой вертикали. «Единая Россия» начинает карать: Гудкова из Госдумы выгоняют, представителей «Справедливой России» снимают практически со всех губернаторских выборов… И на фоне общей дискредитации избирательного процесса, партийного механизма, парламента, вся эта система начинает вызывать всё более явное раздражение у населения.