Дары волхвов покидают Москву
Дары волхвов, которые находятся в храме Христа Спасителя с 7 января, сегодня в Москве последний день. С 14 января по 16 января они выставляются для поклонения в Санкт-Петербурге в храме Казанской иконы Божией Матери Воскресенского Новодевичьего женского монастыря.
Христианской реликвии в столице России уже поклонились более 150 тысяч паломников. Каждый день в очереди стоят десятки тысяч поломников. Многокилометровая очередь начинается от метро «Спортивная». Чтобы попасть в ХХС, людям приходилось выстаивать от 5 до 12 часов.
Организаторы говорят, что отдельной очереди для привилегированных верующих нет. Особая очередь – только для инвалидов-колясочников. Каждый паломник находится у ковчега с реликвией не более одной минуты. Большинство стоящих в очереди и представителей СМИ сходятся во мнении, что организовано мероприятие на довольно высоком уровне.
Дары волхвов — одна из немногих реликвий, по мнению представителей церкви, связанная с земной жизнью Христа, сохранившаяся до наших дней. Согласно Евангелию, волхвы при поклонении младенцу Христу принесли дары: золото, ладан и смирну (золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как человеку на погребение). По преданию, до IV века Дары волхвов хранились в Иерусалиме, откуда впоследствии были перенесены в Константинополь и помещены в храме Святой Софии. Там их видели русские паломники. В 1200 году о Дарах волхвов упоминает в своей книге архиепископ Новгородский Антоний. После падения Константинополя реликвия была передана на Афон, где пребывает до настоящего времени. Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 ковчегах в ризнице афонского монастыря Святого Павла (справка «Интерфакса»).
[album=99]
Однако многие историки, культурологи, реставраторы считают, что Дары волхвов, скорее всего, средневековая подделка и что настоящие дары не могли сохраниться.
Так, в частности, Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре, полагает, что в христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся:
«Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные». (Портал Кредо. ру)
Некоторые психологи же считают, что такой ажиотаж в обществе предметы, которые церковь называет святынями, могут вызывать еще и потому, что в стране большинству не доступна высокотехнологичная медицинская помощь. Многие россияне приходят к церковным реликвиям как к последней надежде на исцеление - своё или близких. Сами воцерквлённые верующие говорят о том, что длинные очереди нужно принимать со смирением и что подобная практика – в традициях христианского поломничества.
Фото, видео: Александр Скрыльников («Совершенно секретно»)
Комментарии