НОВОСТИ
В Петербурге обнаружены останки убитого 20 лет назад журналиста
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Останки татарских ханов, умерших много веков назад, похоронят в Казанском Кремле

Останки татарских ханов, умерших много веков назад, похоронят в Казанском Кремле

останки татарских ханов, умерших много веков назад, похоронят в казанском кремле 28.06.2016

«Совершенно секретно»: Останки казанских ханов, ещё в советские годы найденные археологами в Казанском Кремле, будут захоронены на прежнем месте в этом году. Учёными установлено, что они принадлежат двум ханам, правившим в XV и XVI веках: создателю Казанского ханства Махмуду и проявившему себя «как истинный друг Руси» хану Мухаммеду-Эмину. Почти 40 лет их останки хранятся в фондохранилищах Института археологии Академии наук Республики Татарстан (РТ), что вызывает недовольство у мусульманской общественности, утверждающей, что прах должен быть предан земле. Корреспондент «Совершенно секретно» узнал о прошлом и будущем найденных усыпальниц. 

Останки казанских ханов вернут земле в этом году на территории Казанского Кремля. Эту информацию «Совершенно секретно» подтвердил член-корреспондент АН РТ, заместитель директора Института археологии имени А. Х. Халикова АН РТ, профессор Фаяз Хузин. Он рассказал, что некоторое время назад с просьбой похоронить останки ханов к президенту республики Рустаму Минниханову обратилась Шура аксакалов при Духовном управлении мусульман Татарстана.

В настоящее время останки ханов хранятся в музее Академии наук РТ. История этой находки тянется с 1977 года. Тогда, проводя археологические работы под башней Сююмбике в Казанском Кремле, группа археологов обнаружила две усыпальницы. Руководил работами известный ученый-историк Альфред Халиков. В усыпальницах находились деревянные гробы, обитые кожей и украшенные серебром. Вскоре учёные выяснили, что эти усыпальницы чудом уцелели после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, когда все мавзолеи на Кремлевском холме были разрушены.

«Многие годы скелеты не исследовались учёными. При жизни Халикова науке ещё не были доступны методы и материалы для определения возраста, образа жизни, болезни ханов. Только в 90-е годы прошлого века была создана комиссия из историков, археологов, антропологов. На 1997 год пришлись основные исследования, изучались исторические архивы. И было выяснено, что останки принадлежат двум ханам: Махмуду, скончавшемуся в 60-х годах XV века, и Мухаммеду-Эмину, умершему в начале XVI века», — пояснил Фаяз Хузин.

Махмуд — казанский хан. XV век. Реконструкция Т.С.Балуевой, создана в 1995 году

Как отметил археолог, Казанское ханство — феодальное государство в Среднем Поволжье, существовавшее с 1438 по 1552 годы. Образовано было в результате распада Золотой Орды. Главный город — Казань. Распалось в 1552 году, когда царь Иван ІV захватил Казань и присоединил территории ханства к Русскому царству. Всего в Казанском ханстве правили 12 ханов. Шестеро из них похоронены в Казани, остальные – в Москве, Кашире, Белоозере, Касимове и Крыму. В казанской земле нашли последнее прибежище ханы Махмуд, Халиль, Ибрагим, Мухаммед-Амин, Джан-Али и Сафа-Гирей. В свое время Альфред Халиков верно предполагал, что первая усыпальница относится к середине XV века и принадлежит одному из первых ханов – Улу-Мухаммеду или его сыну Махмуду. Вторая могила, по версии Халикова, принадлежит одному из последних казанских ханов, Сафа-Гирею, и относится к первой половине XVI века. Однако комиссия выяснила, что Сафа-Гирей умер в возрасте 40 лет. Тогда как захороненному во второй усыпальнице хану было около 50 – этот возраст соответствует возрасту, в каком умер хан Мухаммед-Эмин. Кроме того, Мухаммед серьёзно болел в конце жизни, он не мог ходить из-за костного туберкулеза. Следы этой болезни нашли и при анализе останков.

«Нам известны могилы двух казанских ханов из шести. Но исследования будут продолжены, проведём генетическую экспертизу и уточним уже имеющиеся данные», — сказал Хузин.

Рассказывая о ханах, чьи останки будут вновь возвращены земле, учёный отметил, что Махмуд считается создателем Казанского ханства. Его отец, Улу-Мухаммед, заложил основы государства, но практически в нём правил сын. В письменных источниках сообщается, за трон ему пришлось побороться, даже убить соперника -  казанского князя Алибея. Правил Махмуд 20 лет. Время это было спокойное, без войн, уделялось много внимания обустройству нового государства, развитию экономики, торговли и культуры. 

Мухаммед-Амин, останки которого найдены во второй усыпальнице, правил в течение двух сроков: с 1487-го по 1496 год и с 1502-го по 1518 год. Воспитывался будущий хан при дворе Ивана III, поэтому во время первого периода своего правления активно поддерживал политику великого московского князя, проявил себя как «истинный друг Руси». Был известен также как поэт, отрывки его произведение сохранились до наших дней. Заступив на трон во второй раз, он изменил свои политические взгляды, сделав акцент на самостоятельности Казанского ханства. Пользовался народной любовью и уважением, Казань при нём процветала.    

А так выглядел хан Мухаммед-Амин, по версии реконструктора

Учёные отмечают, что между погребенными есть большое внешнее сходство, они являлись родственниками и были прямыми потомками Чингис-хана. Лицо с массивными скулами, узким разрезом глаз с нависающей складкой века, прямым, слабо выступающим носом. Особенности строения костей рук и затылочной части черепа указывают на длительные физические нагрузки, возникающие при верховой езде: выпрямленная спина с отведенными назад плечами и слегка откинутая голова. По внешнему виду они резко отличались от остального населения Казанского ханства, которое имело по большей части европеоидный внешний облик.

Отметим, что на протяжении почти сорока лет, пока останки ханов хранились в фондах Академии наук РТ, то и дело возникали дискуссии между религиозными деятелями и татарской общественностью. Председатель Шуры аксакалов Айрат хазрат Аюпов сказал в беседе с «Совершенно секретно», что останки до сих пор не были захоронены, потому что нужно было создать на территории Казанского Кремля достойный мавзолей.

«Сооружение получилось красивым и изящным. Оно находится в самом сердце столицы республики. Все гости и туристы будут обращать на него внимание и узнавать историю Казанского ханства», — сказал Аюпов. По его словам, точная дата захоронения останков неизвестна, но однозначно, что оно состоится в этом году. Церемония будет скромной в соответствии с татарскими обычаями. Пока же останки ханов хранятся в картонных коробках в фондохранилище, оборудованном противопожарной охранной сигнализацией. Для их сохранности нужны особые условия: температура воздуха – около 18 градусов и влажность воздуха – 50 процентов.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РТ Рустам Батров так прокомментировал эту новость для «Совершенно секретно»: «Все мы от праха и в прах возвращаемся. Похороны — это форма уважения людям. Душе не спокойно, если её тело не предано земле. Кто будет рад, если его останки станут предметом изучения? В этом смысле меня всегда шокируют кунсткамеры в Санкт-Петербурге, где хранятся головы и другие части тела людей, известных исторических деятелей. Понятно, что нужно проводить исследования, ислам за развитие науки, если это приносит пользу людям. Но в конечном итоге любой человек имеет право на то, чтобы быть погребенным. Мы считаем, что и спустя много столетий не стоит тревожить останки умерших людей». По его словам, в исламе в прежние века не возникало подобных ситуаций, поэтому однозначного взгляда на вопрос о правомерности изучения останков, с точки зрения ислама, сегодня нет, ведутся дискуссии. Он отметил, что пока ещё не ясно, с какими точно обрядами будут повторно преданы земле останки ханов. «Намаз над ними уже читали. Наверное, захороним просто с чтением молитв, Корана. Надо подумать. Ситуация нестандартная», — сказал он.

Культурная общественность рассматривает новость о перезахоронении останков казанских ханов как шаг к гармонизации межнациональных отношений в республике. Известный казанский культрегер, историк и краевед Леонид Абрамов сказал «Совершенно секретно»: «Я замечал, что когда говорят о 1552 годе, захвате Иваном Грозным Казани, у жителей Татарстана возникает чувство какой-то ущемлённости, неполноценности. Нам нужно освобождаться от этих старых обид, обрести чувство гармонии, выйти на широкую дорогу — от Калининграда до Камчатки. Правительство России сейчас старается показать, что в стране нет национальных границ, какие, может быть, существовали при самодержавии. Местные власти тоже понимают это. Поэтому надо отдать должное прошлому, отдать должное тому, что Казань – столица ханства. Предать останки земле с чувством любви, дружбы, чтобы духи прошлого нас не беспокоили».

Наталия ФЁДОРОВА, специально для «Совершенно секретно»



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку