Как педагогу реагировать на деструктивное поведение учащихся
Ежедневно педагоги сталкиваются со множеством факторов, которые оказывают сильное воздействие на их эмоциональное состояние: с рабочей нагрузкой, плохим поведением учащихся, ограниченностью во времени и ресурсах, взаимоотношениями с коллегами и другими. Несмотря на разнообразие источников стресса в педагогической деятельности, значительную роль в его возникновении играет деструктивное поведение учащихся. Научиться правильно реагировать на него можно на курсах профессиональной переподготовки.
Стратегии совладания
При попадании в стрессовую ситуацию человеку важно правильно выбрать когнитивную и поведенческую копинг-стратегию, которая позволит эффективно разрешить ее. Все стратегии совладания можно раздеть на восемь групп:
- аналитические копинг-стратегии — формирование плана действий, способствующего нахождению решения проблемы;
- самоконтроль — управление эмоциями и поступками;
- дистанция — попытки не думать о проблеме;
- бегство — нежелание решать проблему, уход от нее;
- поиск поддержки у окружающих;
- положительная переоценка ситуации;
- конфронтационный копинг — агрессивный настрой, готовность к рискованным ответным действиям;
- принятие ответственности.
Факторы выбора копинг-стратегии
На выбор копинг-стратегий педагогами влияют возраст, опыт, педагогический стаж и уровень успешности. Малоуспешные учителя выбирают стратегии избегания и поиска социальной поддержки, среднеуспешные — самоконтроля и положительной переоценки, успешные — положительной переоценки и планирования решений. Педагоги с высоким уровнем личной эффективности активно участвуют в решении конфликтов, тогда как с низким предпочитают игнорировать подростковую агрессию.
Чтобы снизить воздействие негативных факторов образовательного и воспитательного процесса, педагогу необходимо развивать навыки совладания, саморегуляции и адекватной самооценки. Адекватная высокая самооценка у успешных учителей приводит к удовлетворенности собственной деятельностью и способствует росту уверенности в своих силах. Такие педагоги проявляют высокую социально-психологическую толерантность и стрессоустойчивость, обладают интернальным локусом контроля, что позволяет им выбирать более продуктивные стратегии совладания.
У педагогов с низким уровнем успешности неадекватно завышенная самооценка выполняет роль компенсаторного механизма — способствует сохранению самоуважения несмотря на непродуктивное решение профессиональных задач. Такие педагоги в большей степени подвержены стрессу в случае неудач и склонны использовать стратегии ухода от трудностей и перекладывания ответственности.
Несмотря на осведомленность педагогов о подростковом поведении и способах предотвращать агрессию, в реальности они обычно действуют бессистемно, опираясь на опыт и интуицию. В связи с этим учителям требуется дополнительное обучение конструктивным стратегиям совладания с проблемным поведением учащихся.
Комментарии